Григорий Лаврухин: «Работать по-честному - это выгодно и престижно»

21 Февраля 2018

 Министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин сегодня провел «прямую линию», в начале которой пообщался с журналистами: рассказал о разработке Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года, векторе развития моногородов, планах ведомства на текущий год, а также прокомментировал инициативы деловых объединений по выводу бизнеса «из тени», озвученные на встрече с Губернатором региона.

григорий лаврухин.jpg

 

Программы и Стратегии

- Григорий Викторович, планировать развитие проще, когда есть четкая программа действий, стратегия, понимание ключевых направлений. Как живет Тульская область? Регион в целом и муниципалитеты в частности. Что с нашими документами такого планирования?

- Несколько лет назад был принят федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», который предусматривает ряд документов среднесрочного, долгосрочного планирования развития соответствующих территорий на уровне различных ветвей власти.

В настоящее время в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года продолжается серьезная совместная работа с Институтом Народнохозяйственного Прогнозирования РАН.

Ранее уже было достаточно большое количество итераций с экспертами, органами исполнительной власти. В ближайшее время – март-апрель – начнем серьезную работу с фокус-группами среди населения региона. И далее - обсуждение с экспертами ключевых параметров и сценариев, которые заложены в Стратегию социально-экономического развития. Планируем до конца 2018 года завершить работу по формированию Стратегии, принять ее и получить соответствующий документ долгосрочного планирования, который позволит как жителям, так и инвесторам получить понимание, что из себя представляет регион, какие положительные стороны, точки для развития и, главное, – направления дальнейшего развития Тульской области.

Также законом предусмотрены документы среднесрочного планирования – это государственные программы, которые действуют в Тульской области, в РФ, ведомственные программы, Программы развития регионов. И в наступившем году одна из ключевых задач министерства экономического развития региона - качественно сформировать государственные программы Тульской области, увеличить их финансирование.

К примеру, в 2017 году таких программ реализовывалось 23 с финансированием порядка 100 млрд руб. В нынешнем году появятся новые госпрограммы в регионе.

- Отдельная история – моногорода…

- Да, в 2017 году в рамках обучения в РАНХиГС и Сколково управленческие команды, куда входили представители муниципальной власти, региональной исполнительной власти, градообразующих предприятий, потенциальных инвесторов, - готовили программы комплексного развития моногородов. Ключевыми задачами этих программ было изменение монопрофильности муниципалитетов, привлечение новых инвесторов, в том числе, в сфере малого и среднего бизнеса; вопросы, связанные с благоустройством; с повышением качества оказания социальных услуг; услуг для малого и среднего предпринимательства, учитывая и максимально используя те инструменты, которые на сегодняшний день для этого созданы.

Смотрите сайт-лонгрид журнала Professional «Города меняются»

10% всей поддержки малого и среднего бизнеса, которая действует в Тульской области, начиная с прошлого года, направляется в моногорода. То есть, в данном случае приоритетность при предоставлении и получении мер государственной поддержки – тем предпринимателям, которые работают в моногородах.

Кроме того, есть Фонд развития моногородов, который позволяет финансировать строительство инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов за счет внебюджетных государственных средств, которые аккумулированы в Фонде. Предоставлять на льготных условиях займы и льготное финансирование компаниям для реализации инвестпроектов. 

В части благоустройства – есть федеральный проект «Формирование современной городской среды», в 2017 году приоритетным являлась реализация проекта, опять же, в монопрофильных муниципалитетах.

То же касается программы, связанной с поставкой и обновлением медицинского автопарка, реализуемой Министерством промышленности и торговли РФ совместно с регионами: приоритет по поставке автомобилей – у моногородов. 

Сюда же относится и создание территорий опережающего социально-экономического развития, где компании, создающие производства и новые рабочие места в муниципалитетах, имеющих статус ТОСЭР, могут получать налоговые преференции.

Задача местных властей – максимально использовать все действующие и вновь создаваемые инструменты и меры поддержки и программы, эффективно в них участвовать.

Читайте также:

«Народный бюджет-2018»: новации проекта

Формирование комфортной городской среды: итоги подведены, задачи поставлены

 

СПИКи и ТОСЭР

- Заявка Ефремова на получение статуса ТОСЭР согласована в Минэкономразвития РФ. Что дальше, и что с заявками других моногородов Тульской области?

- В 2017 году регионом были поданы две заявки на получение статуса ТОСЭР – от городских округов Ефремов и Алексин. Заявка Ефремова согласована комиссией Министерства экономического развития РФ. В настоящее время в Правительстве РФ проходит согласование проект соответствующего постановления о создании ТОСЭР.

Заявка Алексина пока готовится для передачи на рассмотрение комиссии Минэка.

Также в высокой стадии готовности заявки Суворова и Белева, готовится заявка по пос. Первомайский (но здесь есть сложности, связанные с ограниченностью территории для размещения новых производственных объектов).

Также принят закон Тульской области, который предоставляет соответствующие преференции по налогу на имущество и налогу на прибыль для резидентов, которые будут реализовывать проекты на территориях со статусом ТОСЭР. То есть, как только будет соответствующее решение Правительства РФ, потенциальные резиденты могут получать соответствующий статус и начинать пользоваться этими преференциями. Тульская область с законодательной точки зрения в этой части полностью подготовлена.

Потенциальные резиденты также уже есть (их наличие предусмотрено заявкой, без них она не может быть подана). В частности, для Ефремова это компании, связанные с переработкой зерна; в Алексине – компании сферы сельского хозяйства, картонная фабрика, которая планирует наращивать мощности действующего производства.

Еще один инструмент поддержки, который можно использовать уже сегодня,  – специальные инвестиционные контракты.

СПИК для компаний в сфере промышленности позволяет давать достаточно существенно отличающиеся от действующих на территории региона преференции по налогам на имущество и налогу на прибыль на срок до 10 лет. Планка по СПИКам для компаний на текущий год – от 750 млн руб., - достаточно объективная стоимость для вхождения новых производств.

Читайте также:

Компания «ESTM» открыла первое производство в ОЭЗ «Узловая». Интервью генерального директора Дмитрия Колосова

 

Итоги и планы

- В наступившем 2018 году на чем еще будет акцентирована работа министерства экономического развития Тульской области?

- Планы не меняются - это реализация госпрограмм, разработка и принятие Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2035 года, актуальным остается и привлечение инвесторов. Будем продолжать работу, связанную с формированием благоприятного инвестиционного климата, реализацию целевых моделей.

В 2017 году, напомним, были успешно внедрены 12 целевых моделей. На Госсовете по развитию инвестиционной деятельности в конце прошлого года в своем докладе Президент РФ Владимир Путин назвал Тульскую область в числе регионов, которые эффективно (свыше 90%) внедрили эти целевые модели. И здесь большая работа была проведена на всех уровнях взаимодействия: серьезную работу сделали муниципалитеты, органы исполнительной власти, федеральные ведомства, сетевые организации, которые существенно изменили принципы оказания услуг по подключению к ресурсам. И сегодня в Тульской области в этой части действительно можно говорить о значительных изменениях, связанных с количеством процедур и с существенным сокращением сроков получения услуг.

На 2018 год планируется утверждение новых целевых моделей. Сейчас Правительством РФ и Агентством стратегических инициатив совместно с регионами проводится необходимая работа по их подготовке.

Читайте также:

Лонгрид «Инвестиционные возможности Тульской области»

Инициативы бизнеса озвучены на первом заседании Инвестиционного совета

Продолжаем в полном объеме реализовывать «майский» Указ президента №596 «О реализации экономической политики». Здесь разные направления, и по итогам 2017 года есть ряд улучшений и изменений.

Так, рост валового регионального продукта оценивается более чем в 3%. При этом в структуре ВРП по основным макроэкономическим показателям мы видим также весьма позитивный фон. Промышленность как с точки зрения отгрузки, так и с точки зрения индекса промпроизводства выросла более чем на 5% по сравнению с 2016 годом; прирост по вводу жилья превысил 10% (при том, что по стране показатель снизился на порядка 5%); почти 10%-й рост по индексу сельского хозяйства (темп роста почти в 4 раза превышает среднероссийский); прирост по обороту розничной торговли в абсолютных ценах – около 10 млрд руб., в сопоставимых ценах вышел из отрицательной динамики. По услугам прирост в абсолютных ценах – порядка 4 млрд руб. Эти показатели заметно отличаются от уровня 2016 года.

Заработная плата за 11 месяцев 2017 года приросла на 6,2%. Реальные доходы пока в сопоставимых ценах находятся в отрицательной плоскости – снижение чуть более 2%. Но, учитывая достаточно серьезные темпы снижения инфляции, мы понимаем, что здесь есть потенциал для выхода в положительную динамику в 2018 году.

Ожидаем и рост собственных доходов бюджета региона, определенный потенциал для этого есть. Позитивную динамику по итогам 2017 года показали налог на доходы физлиц и налог на прибыль. Имущественные налоги также продолжают играть существенную роль в структуре, прежде всего, муниципалитетов. И здесь задача – и эффективно применять налоговые преференции, чтобы стимулировать создание новых имущественных объектов, с другой стороны – качественно работать с действующей налоговой базой в части постановки на учет неучтенного имущества, имущества, которое пользуется не в соответствии с разрешенными видами использования, что также отражается на налоговых отчислениях за использование этих объектов.

 

Вывести из тени

- Налоги имеют значение, когда речь идет о легальном бизнесе. Между тем, буквально накануне на встрече с Губернатором региона Алексеем Дюминым представители деловых объединений озвучили проблему теневого бизнеса и высказали ряд предложений по содействию легализации предпринимательства. Как Вы относитесь к этим предложениям?

- Мы с благодарностью относимся к бизнесу, который легального работает на территории Тульской области, соблюдает законодательство. Все инструменты поддержки настроены именно на такого рода бизнес, который работает «в-белую» и выступает «за» здоровую конкуренцию. И мы категорически против теневого бизнеса: он существенным образом влияет на конкурентоспособность компаний, которые работают в правовом поле. И здесь задача – использовать все инструменты, которые позволяют наказывать тот бизнес, который по факту и бизнесом не является: осуществление предпринимательской деятельности  без регистрации – это не осуществление предпринимательской деятельности.

Предложения, которые были высказаны, они разработаны на основе серьезного анализа, который проводили деловые объединения, общаясь со своими членами, получая от них «обратную связь», понимая, что могло бы способствовать снижению количества предпринимателей, выбирающих для себя неправильный путь.

Что касается изменения патентной системы, в Тульской области третий год действует двукратное снижение всех ставок по патентной системе. При этом у регионального законодателя есть возможность снижать пороговые значения по максимальному доходу, из которого рассчитывается налог. С коллегами из деловых объединений проработаем этот вопрос, есть соответствующее поручение Губернатора. Думаю, что эти предложения могут быть реализованы в Тульской области.

Предложение по более качественной дифференциации налоговых ставок по земле и имуществу, которые устанавливаются муниципалитетами, в размере соответствующих видов деятельности, - да, ряд муниципалитетов к этой работе подошел более качественно и детально. У коллег есть предложение проанализировать эту практику, практику соседних регионов. И далее будем совместно смотреть и взаимодействовать с муниципалитетами в части выработки соответствующих рекомендаций.

Еще одно озвученное вчера предложение - Карта нелегального предпринимательства: само по себе предложение интересное. Вопрос в легитимности и возможностях действующего законодательства по запуску такого рода продукта. Но ключевой посыл здесь абсолютно верный, потому что недостаточно только позиционировать, что белый бизнес – это правильный бизнес и что работать по-честному  - это выгодно и престижно. Надо говорить и о тех, кто нарушает нормы закона и правила. И показывать разницу.

- Спасибо за беседу!


Читать еще
СПЕЦПРОЕКТ «Инвестиционные возможности Тульской области»
Журнал Professional представляет специальный проект – «Инвестиционные возможности Тульской области».
4224 0
Чекалин – самый маленький город самой большой страны
О нем пишут в СМИ и путеводителях; в 2017 году здесь прошел масштабный арт-фестиваль, ранее снимали кино и даже передавали поздравление с космической станции «МИР».
496 0
Григорий Лаврухин: «Тульская область заинтересована в размещении высокотехнологичных производств»
Журнал Professional представляет специальный проект – «Инвестиционные возможности Тульской области».
752 0
Олег Липатов: «Тульская область открыта для инвесторов из различных отраслей»
О якорных резидентах индустриального парка «Узловая» и особой экономической зоны, о современных тенденциях в сфере привлечения инвестиций, о возможностях региона и будущих проектах журнал Professional побеседовал с генеральным директором Корпорации развития Тульской области Олегом Липатовым.
1903 0
Узловая: стратегически важная территория
Свежий номер журнала Professional посвящен развитию городов Тульской области, над которым работает и местная и региональная власть, и бизнес, и активные граждане.
257 0



Возврат к списку

Наши партнёры