Васильев игорь александрович министр. Клейма негде ставить? Деньги в обмен на молчание

Что совершил Васильев, доподлинно неизвестно. Официальные представители краевых властей об этом молчат, не отвечая на звонки СМИ и не давая комментариев.

Это уже не первое разбирательство на уровне руководства региона. После «прямой линии» с президентом СМИ отправили губернатора в отставку, потоп в крае связали с коррупцией, а Счетная палата и Генпрокуратура начали проверку правительства. Спустя месяц после потопов директор краевого МФЦ уволился из-за скандала с платными справками подтопленцев, а главу Минэка сняли с должности.

Тихое задержание

Обыски в министерстве и дома у Васильева проходили 14 июля, по данным источника в правительстве региона. Местные СМИ сообщают, что во время обыска из здания министерства выпроводили всех сотрудников, чтобы не допустить утечки информации. Сообщалось, что по итогам обыска изъята документация. Самого министра задержали в тот же день и поместили под стражу.

Суд об избрании меры пресечения Васильеву прошел на следующий день. Судья выдал постановление о домашнем аресте. По данным источника, министра подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями (часть 2 статьи 285 УК РФ).

Никаких официальных заявлений по поводу задержания и ареста чиновника в правительстве за два дня так и не сделали. Начальник управления пресс-службы губернатора Ставрополья все выходные не отвечал на звонки NewsTracker. Дозвониться пресс-секретарю министерства также не удалось.

Деньги в обмен на молчание

До сих пор остаются неясными причины обысков и последующего задержания. Источник в правительстве региона связывает это дело со скандалом вокруг массовой подписки на местную прессу, который разразился полгода назад. В феврале журналист Александр Емцов заявил о сговоре коммунальных предприятий и некоторых местных СМИ. По его данным, руководители ГУПов и коммерческих предприятий откупались от критики в печатных изданиях, оформляя подписку на тысячи экземпляров местных газет, и тратили на это миллионы бюджетных денег. В такую схему, по данным Емцова, были вовлечены ГУПы, подведомственные Минстрою Ставропольского края.

В июне эту информацию косвенно подтвердил глава краевого управления ФАС Сергей Никитин. Антимонопольщики выяснили, что поставщики включали в тарифы на коммуналку свои расходы по массовой подписке на печатные СМИ. Никитин тогда предположил, что к разбирательству могут привлечь федеральные органы.

Однако, по словам Никитина, арест Васильева вряд ли может быть связан со скандалом вокруг подписки на прессу. «Если что-то произошло с министром дорожного строительства, то это скорее всего что-то другое», - отметил Никитин.

Для него, как и для многих других опрошенных NewsTracker представителей краевых властей и ведомств, новость об обысках и аресте министра стала неожиданностью. «Я его видел в четверг. Он был в приподнятом настроении. Все было нормально… Но деньги же большие проходят, поэтому проверять его будут однозначно, как и любого чиновника на этом месте», - прокомментировал председатель комитета краевой думы по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ Игорь Андрющенко.

Денежная работа

Судя по декларациям за последние 8 лет, ежегодный доход Васильева колебался от 600 тысяч рублей до 23 миллионов рублей. Особенно удачным для него сложился 2010 год, когда, будучи министром, он заработал более 23 миллионов рублей, а его супруга - 7,8 миллиона рублей. В остальные годы средний заработок Васильева составлял около 3 миллионов рублей.

В тот год объем инвестиций в Ставропольский край как раз заметно вырос - с 78 до 89 миллиардов рублей. Среди крупных проектов, по данным СМИ, закладывалось строительство завода дочерней компании ЗАО «Евроцемент», расширение производства фармацевтического концерна ОАО НПК «Эском».

Супруга Васильева за 8 лет его работы в министерстве заработала, по данным из деклараций, более 35 миллионов рублей. Небывалый доход свыше 20 миллионов рублей жена Васильева получила в прошлом году, однако его источники не указаны в декларации. Сам Васильев за прошлый год заработал 5,7 миллиона рублей.

Уголовное дело номер 3

Это уже не первое уголовное дело в отношении Васильева. В 2010 году СМИ писали о возбуждении в отношении тогда просто министра дорожного хозяйства дела по той же статье «злоупотребление должностными полномочиями». В уголовном деле речь шла о старых делах Васильева. По сообщениям в СМИ, будучи руководителем ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог» (в 2005-2008 годах) он, как полагало следствие, потратил 400 тысяч рублей на личные нужды в командировке в Швейцарии. Дело так и не довели до конца, за Васильева вступился губернатор Гаевский.

Через несколько лет он снова стал фигурантом уголовного дела уже по трем статьям: «злоупотребление полномочиями», «присвоение в крупном размере с использованием служебного положения» и «мошенничество в особо крупном размере». Однако суд признал возбуждение дела незаконным.

Провальный ремонт дорог

Провальных проектов и уголовных дел в министерстве под руководством Васильева за последние 4 года было достаточно.

В 2013 году при строительстве автомобильного обхода Новоалександровска длиной 12,3 километра и стоимостью 1,5 миллиарда рублей выявили многочисленные нарушения, начиная с отбора подрядчика и заканчивая технадзором.

Тогда же Счетная палата опубликовала еще один документ – справку о тратах на ремонт придворовых территорий. Треть из выделенных средств, по данным журналистов, муниципалитеты края даже не сумели потратить, а те деньги, что потратили, остались в карманах тех, кто ими распоряжался.

В 2015 году министерство начало строительство дороги в Предгорном районе, выбрав в качестве подрядчика фирму, занимавшуюся ассенизаторскими услугами. Сразу после освоения 96 миллионов рублей подрядчик провел работы ненадлежащим образом, и администрация сельсовета обратилась в суд и к самому министру. Однако, по данным СМИ, судебные разбирательства тянутся до сих пор, а Васильев не обращает на многочисленные письма главы Предгорного сельсовета Светланы Виноходовой никакого внимания. Сейчас дело по строительству дороги и хищению денег подрядчиком рассматривается в Арбитражном суде.

Предшествующие скандалы

Это уже не первый министр, ставший фигурантом уголовного дела. В 2016 году 7,5 года заключения за взяточничество получил бывший министр образования Василий Лямин. Тогда министр дал в суде показания против нескольких бывших чиновников, однако это не спасло его от срока.

Новая волна скандалов, охватившая край, началась с «прямой линии» с президентом и паводком. Наводнения в 20 населенных пунктах высветили проблемы в правительстве региона. Власти списали проблему паводка на стихию. Однако опрошенные NewsTracker специалисты считают, что тяжелые последствия проливных дождей вполне можно было бы спрогнозировать, если бы этим занимались ученые. Власти не допускают специалистов к наблюдению за крупнейшими водными объектами края, чтобы скрывать коррупционные схемы, считает профессор СКФУ Борис Галай.

«Понятно, что Кума получила большой запас воды после ливня и таяния в верховьях. Но я уверен, что все природные процессы поддаются научному прогнозу. Каждый аварийный объект - это, в том числе, и объект для отмывки денег. Я нисколько не искажаю факты. Тут каждый преследует свои интересы. Меня, например, звали на аварийные объекты, я в 10-50 раз снижал стоимость и стал невыгоден», - отметил Галай.

После прямой линии и вопроса Путина к Владимирову о потраченных деньгам, СМИ отправили губернатора региона в отставку. Однако уже через полчаса пресс-служба правительства опровергла уход Владимирова с поста. Спустя час после прямой линии губернатора разыграли пранкеры, и глава региона отправился в село Краснокумское, жительница которого пожаловалась президенту на взятки в МФЦ и отсутствие выплаченной компенсации.

Спустя месяц после разбирательств, глава краевого МФЦ уволился с должности по собственному желанию, не выдержав проверок. Перемены произошли и в Минэке, в подчинении которого находится многофункциональный центр.

Также 11 июля стало известно, что глава Минэка и одновременно зампред правительства Андрей Мурга вскоре покинет министерское кресло. При этом он останется в должности зампреда правительства. Информацию об этом официально подтвердила пресс-служба губернатора Ставрополья. Однако, когда произойдет разделение полномочий, не сообщается.

По данным источника NewsTracker в правительстве, увольнение Мурги с должности министра должно произойти 24 июля. Его место, по словам источника, займет нынешний заместитель Мурги в министерстве Валерий Сизов. Но официально эту информацию власти не комментируют.

Причины внезапного разделения должностей тоже не объясняют. По мнению специалистов, корень этих перемен, скорее всего, в результатах работы министерства с 2015 года, когда кресло министра занял Мурга.

За несколько месяцев до новостей об отставке Мурги стало известно о большой проверке в администрации Ставрополя, которую проводило министерство экономического развития. О проверке сообщил сам министр. Проверяющие, по его словам, должны были изучить показатели социально-экономического развития Ставрополя. В июне, по данным СМИ, Мурга отчитался о результатах проверки. Сообщалось, что проверяющие нашли множество нарушений в сфере ЖКХ.

В прошлом году Мурга попался на недостоверной декларации. Министр не указал сведения о машине супруги, а также о ее доходах с 2012 по 2014 годы. В последней декларации за 2016 Мурга вообще не указал супругу, на которую ранее был оформлен особняк в Испании.

Дурная слава

За всё время его «строительно-дорожной» деятельности на различных должностях он не раз становился фигурантом уголовных дел коррупционного толка. Впервые – в 2010 году, когда Васильев уже два года занимал министерское кресло, но тогда речь шла о его старых делишках. Ещё в начале нулевых, будучи руководителем ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог», он распоряжался казёнными деньгами, как собственными. В частности, заключал от имени предприятия договоры страхования с ОАО «Регионгарант», директором которого являлась его жена, причём стоимость услуг этой страховой компании обошлась ГУПу куда дороже, чем у аналогичных страховых компаний. Кроме того, перечислял деньги ГУПа некоему благотворительному фонду «Интеркультура» за заграничное обучение своей дочери.

А чего стоит его романтическая поездка (в документах значившаяся как деловая командировка) с одной из своих сотрудниц в Швейцарию, на которую он спустил 400 тыс. бюджетных рублей. И, как рассказывал источник в правоохранительных органах, будучи уличённым в швейцарском загуле, министр повёл себя совершенно не по-мужски. На допросах всю вину валил на даму сердца: дескать, я совсем не виноват, это она, негодница, совратила меня не только с истинного пути супружеской верности, но и заставила поступиться интересами службы в плане финансов. В общем, даже видавшие виды оперативники брезгливо морщились, слушая этот, как выразился великий поэт, «жалкий лепет оправданья».

И эти запредельные траты он позволял себе на фоне выявленных ведомственной проверкой профильного министерства финансовых нарушений в ГУПе на астрономическую сумму – 50 миллионов. (Интересный факт – став в 2008 году министром, Васильев первым делом упразднил ту самую контрольно-ревизионную службу, надзиравшую за расходованиями средств дорожными ГУПами. Отомстил, надо полагать. Или убрал излишне придирчивое ведомство, чтобы не мешало делать деньги?).

Под губернаторским крылом

В общем, доказательной базы для того, чтобы отправить г-на Васильева в места не столь отдалённые, уже тогда хватало с головой. Но тут в бой вступила тяжёлая артиллерия в виде тогдашнего губернатора Валерия Гаевского. Который грудью встал на защиту своего «птенца». Было прямо неудобно наблюдать, как первое лицо края, отбросив все правила приличия и даже не соблюдая видимость беспристрастности, развернул широкомасштабную кампанию, твердя на всех углах о произволе силовиков и настойчиво призывая их «не делать громкие выводы на ровном месте». В итоге дело замяли.

Но не успел скандал утихнуть, как разгорелся новый, буквально через несколько месяцев было возбуждено новое уголовное дело, сразу по трём статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление полномочиями», «Присвоение в крупном размере с использованием служебного положения» и «Мошенничество в особо крупном размере». Но и эта попытка силовиков провалилась. Несмотря на все железобетонные доказательства, суд признал возбуждение дела незаконным, и это решение вопреки кассации прокуратуры вступило в законную силу. И, опять же, как поговаривают, всё это случилось благодаря хлопотам Гаевского. И влиятельным родственникам самого Васильева, занимающим высокие посты в компетентных органах рангом повыше краевых.

Как бы то ни было, синекура Васильева продолжалась до тех пор, пока его покровителя Гаевского не попросили освободить губернаторское кресло. А пришедший ему на смену Валерий Зеренков не захотел держать в своей команде человека с не просто подмоченной, а промокшей насквозь репутацией. Так что пришлось Игорю Александровичу подвизаться на каких-то маловразумительных должностях: то заместителем генерального директора ООО «Строительный дорожный контроль», то пару недель (!) первым заместителем начальника главного управления дорожного хозяйства Московской области.

Старые привычки

И уж не знаю, кто посоветовал нынешнему главе региона Владимиру Владимирову усадить назад в министерское кресло человека с «интересной биографией», да ещё и доверить ему два министерства вместо одного (как помним, на заре губернаторства Владимирова дорожную и строительную отрасль слили в один флакон). Но кто бы ни был этот таинственный советчик, услугу губернатору он оказал медвежью.

Потому как, вернувшись на пост главнокомандующего дорогами и стройками края, Игорь Васильев, судя по всему, принялся за старое. Благо, вернул в команду и сделал своими заместителями старых и верных соратников (в отношении которых также в прошлом возбуждались уголовные дела) Александра Иванова и Николая Небесского.

Взять хотя бы разразившийся в 2015 году скандал вокруг реконструкции проезжей части на улице Космонавтов в Ставрополе. В отношении руководителя фирмы-подрядчика ООО «ДМД» Масиса Давтяна было возбуждено уголовное дело. Ему вменяли в вину присвоение почти 200 млн рублей, выделенных по контракту на строительство этой транспортной артерии. Как оказалось, почти все материалы, которые были задействованы при строительстве – левые. Они не покупались фирмой (хотя по документам проходили как приобретённые у тех или иных компаний), а брались по принципу «плохо лежит». Гравий – из «диких» карьеров, щебень и прочие инертные материалы – оттуда же. Кроме того, против руководителя ООО «ДМД» было возбуждено ещё одно уголовное дело по факту хищений 340 миллионов бюджетных рублей по аналогичной схеме при проведении дорожных работ в Кочубеевском и Шпаковском районах по заказу краевого министерства дорожного хозяйства. И вот что интересно – в обоих уголовных делах фигурировали некие «неустановленные лица», помогавшие ему прикарманивать казённые денежки. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не догадаться, что столь масштабное мошенничество невозможно без участия чиновников регионального миндора.

А тот факт, что победа в тендерах на дорожное строительство, особенно если речь идёт о десятках миллионов рублей, никогда не обходится без протекции в высших эшелонах министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта, не скрывают и сами дорожники. Впрочем, пугливо добавляя, что эта информация – не для печати. Ведь, как «по секрету» рассказывают руководители таких фирм, откат за тендер иногда доходит до 25 процентов от суммы контракта. Вот и приходится потом ловчить, заниматься приписками и использованием некондиционного строительного материала, чтобы покрыть эти расходы.

Кладём асфальт в снег, а денежки – в карман?

А поразившее в прошлом декабре всех жителей Ставрополя до глубины души ремонтное действо, развернувшееся на проспекте Кулакова и ряде других улиц? Когда асфальт укладывали прямо на снег. А обнаруженные на сайте госзакупок 12 тендеров на проведение дорожных работ в зимнее время на общую сумму свыше 11 миллионов рублей? На все вопросы тогда министр отвечал заученными фразами. По поводу тендеров – что они в большинстве не были связаны с асфальтоукладочными работами, а предусматривали, например, профилировку гравийного полотна, реконструкцию дорожных знаков и другие работы, которые можно выполнять в любое время года. А по поводу как раз-таки асфальтоукладочных работ в Ставрополе – что дорожники выполняли заказ администрации города, которая в свою очередь исполняла предписания ГИБДД о необходимости в 10-дневный срок избавиться от глубоких ям, образовавшихся на проезжей части.

Поэтому и была применена так называемая технология холодного асфальта, которую можно использовать и при минусовых температурах. Правда, что эта технология, разработанная для регионов с суровым климатом, не даёт того качества, какого можно добиться обычным «горячим» способом, зато стоимость материалов в десять раз выше обычной, министр предпочёл особо не распространяться. Как и не сумел вразумительно ответить на вопросы: неужели была такая срочность применения дорогущей, но сомнительного качества в плане долговечности технологии? Почему бы было просто не засыпать ямы песчано-гравийной смесью до весны, чтобы позже заделать надёжным и долговечным покрытием? Да и вообще, где гарантия, что в ямы на Кулакова на самом деле, а не только по документам был залит этот пресловутый холодный асфальт космической стоимости, а не какой-либо суррогат для отвода глаз? Разве такие подлоги – редкость?

Грехи и огрехи

А обнаруженные прокуратурой в этот же период шесть контрактов на ремонт дорог на сумму свыше 1,5 млрд рублей без проведения торгов без законных на то оснований? В министерстве пытались отбить претензии надзорного ведомства, мотивируя свои действия тем, что из-за ливней в июне 2016 года дороги быстро пришли в негодность, и необходимо было принимать чрезвычайные меры. Быстро провести торги не представлялось возможным. Однако в прокуратуре возразили, что в министерстве знали заранее о необходимости ремонта этих участков дорог. Но по непонятным (или, наоборот, очень понятным) причинам контракты без торгов заключены с единственным поставщиком.

И таких «минут славы» за Васильевым и его ведомством – вагон и маленькая тележка. И не только в дорожной отрасли. Со строительством также не всё гладко: черепашьи темпы возведения детских садов, замешенные на коррупционных схемах. Проваленная «от» и «до» программа по обеспечению жильём детей-сирот и программа переселения из ветхого жилья. А затянутая до неприличия сдача в эксплуатацию нового перинатального центра? Перечислять «подвиги» можно долго. Поэтому-то никакого удивления нынешняя новость не вызвала. Разве что поразило молчание главы края по этому поводу.

Темой дня случившееся уже и не назовешь. Поговорили и, можно сказать, подзабыли. А министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта края, которого уже вроде бы и нет, поскольку начата процедура перехода строительной отрасли в отдельное ведомство, продолжает трясти.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Сентябрь. В следующем месяце у дорожников профессиональный праздник, а ясности относительно опального министра Игоря Васильева , помещенного в середине июля на два месяца под домашний арест, пока нет. Известно только, что к назначенным двум месяцам домашнего сидения прибавили еще один. И из двух обвинительных статей осталась, кстати, та, что с более мягкой формулировкой – « превышение должностных полномочий». Никаких разъяснений от силовых ведомств по-прежнему нет. Почему в зону их внимания попал настоящий профессионал, успевший за четыре года пребывания в должности значительно подтянуть как дорожную и транспортную отрасль, так и присоединенную в 2015 году хромавшую по ряду показателей строительную, ответа по-прежнему нет. Поэтому работникам подведомственных отраслей остается только теряться в догадках.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Говорят, что хороший руководитель тот, в отсутствие которого возглавляемое им ведомство работает как хронометр. Что, собственно, пока еще происходит. Команда продолжает выполнять поставленные задачи и контрольные точки проходит по графику. Но, к сожалению, правда и то, что надолго на самотек дела отпускать все же нельзя. Так уж выстроена в целом бюрократическая машина с ее заморочками и выморочками, что без генерала долго никак. Именно эта бездушная машина зачастую выбивает из обоймы наиболее профессиональных и энергичных, не считаясь с интересами отрасли, региона, страны.

Взять хотя бы ту же систему госконтрактов. В свое время ругали закон № 94. Правительство обещало исправить недочеты заформализованного нормативного акта. В итоге взамен страна получила другой федеральный закон – № 44. Однако, как оценивают его специалисты, которым приходится в соответствии с ним строить свою профессиональную жизнь, проблем меньше не стало, как бы не больше. И чтобы дело не останавливалось, ведь надо брать в расчет и плановые сроки, и фактор сезонности работ, и требования вышестоящего начальства, которого, как обычно, « проблемы индейцев не волнуют», руководитель ищет возможности выполнить работу, а не причины, по которым можно простаивать. Приходится идти в обход в сложных ситуациях. Особенно если это касается неких форс-мажорных объектов или обстоятельств. По сути, именно за это стремление выполнить прежде всего работу и попадают зачастую большие начальники под бдительное око надзорных органов.

Так случилось в свое время с экс-министром спорта СК Виктором Осиповым, стремление которого поднять на более высокий уровень ставропольский спорт и особенно футбольную команду « Динамо» было оценено превратно. По сути, человек поплатился за патриотизм.

С миндором случай серьезнее. Потому что отрасли, которые Игорю Васильеву ведь доверили неслучайно, а для успешного продвижения дела, являются стратегическими для экономики края. Там, где строят здания и дороги, динамичнее растет экономика, а одно новое рабочее место в этих отраслях « прицепом» притягивает еще как минимум 17 у смежников.

Предложение губернатора возглавить объединенное министерство плюсом к дорогам и транспорту трудно было назвать заманчивым. Соответственно, на Игоря Васильева ложилась тройная ответственность. Он тогда, оценивая свое новое назначение, сказал, что в дорожном хозяйстве система выстроена, поэтому у него нет сомнений, что с миссией своей специалисты справятся. Трудно было сказать то же самое о строительстве. Годы накануне его назначения ознаменовались, увы, срывами сдачи социально значимых объектов, задержкой исполнения государственных программ. В свое время даже пришлось вернуть целевые деньги, выделенные на строительство в крае детских садов, в федеральную казну. В частности, жители аула Эдельбай Благодарненского района сомневались, что вообще дождутся сдачи дошкольного учреждения для своих ребятишек из-за чехарды с хитромудрыми подрядчиками. Пришлось министру Васильеву заниматься объектом в ручном режиме. Жители небольшого селения запомнили, что дела с его назначением сдвинулись и добрались-таки до финишной прямой.

Ручной режим был особенно востребован в начале работы во главе объединенного министерства. Постепенно выстроилась живая, управляемая рабочая система, благодаря которой в сфере строительства удалось добиться многого за неполные два года. Сдан крупнейший в СКФО Ставропольский перинатальный центр, оснащенный современным оборудованием, проведена реконструкция краевой детско-юношеской спортивной школы в Ставрополе, в муниципалитетах построено и отремонтировано 24 детских сада. В 2015 году сдвинулось с мертвой точки строительство поликлиники на юго-западе Ставрополя, которая скоро примет первых пациентов.

За многие годы в крае накопились большие проблемы с реализацией программы по переселению граждан из аварийного жилья. Переезд в новое жилье должен был начаться в марте 2012 года, а реально строить дома начали только в августе 2015 года. Игорь Васильев сумел придать процессу нужное ускорение. В рамках первого, второго и третьего этапов ФЦП расселено около 3 тысяч человек.

Что касается дорожной деятельности. Здесь действует главный принцип министерства – плотность дорожных работ на определенном наиболее востребованном направлении. Досконально по годам расписаны объекты проектирования и реконструкции, капремонта, текущего ремонта. В результате сегодня в создании новых направлений уже нет необходимости. Система настроена на последовательное заполнение уже готовой транспортной инфраструктуры дорогами повышенного качества. Доля краевых трасс, не отвечающих нормативным требованиям, на Ставрополье ниже среднероссийского уровня. Как отмечают автомобилисты, в том числе проезжающие транзитом, ставропольские дороги стали значительно лучше.

Дорожникам запрещено комментировать ситуацию и тем более личность министра. Однако на условиях анонимности люди на это шли охотно. За последнее десятилетие это первый министр – дорожник по профессиональной принадлежности и богатому опыту работы не только на Ставрополье, но и в Краснодарском крае, Московской области. До этого ведомство возглавляли люди профессионально куда более слабые. При одном из них дорожные ГУПы практически остались без контрактов, а госзаказы перекочевали к частным предприятиям, в том числе из-за пределов на Ставрополье. Сегодня ДРСУ не могут пожаловаться на отсутствие работы.

И губернатор Ставрополья во время встречи с коллективом министерства и руководством подведомственных дорожно-строительных предприятий, сообщив, что на время следственных действий министр отстранен от исполнения обязанностей, признал: « Здесь шел тяжелый процесс, пока на эту должность не был назначен Игорь Васильев».

« Хорошая работа, – так охарактеризовал деятельность И. Васильева сам в прошлом дорожник, ныне председатель общественного совета министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК Илья Прокопенко. – Это один из лучших министров. Предыдущие руководители тихо приходили, тихо уходили. Вот ведь парадокс. Как только ведомство начинает добиваться процветания, внимание к руководителю возрастает, причем чаще со знаком минус. Проще, выходит, не особо стараться, не высовываться, так сказать, не проявлять себя как личность, как организатор. Это грустные размышления. Я уверен, что этот специалист будет востребован обязательно, если не на Ставрополье, то в другом регионе. Еще и спасибо нам скажут».

Если о следствии относительно отстраненного от дел министра подробности не известны, то что касается его первого заместителя Андрея Лазуткина , исполнявшего некоторое время обязанности главы ведомства, все, кажется, прозрачно. После обнародования официальной информации следственного управления губернатор Владимир Владимиров немедленно уволил его с должности в связи с утратой доверия. По версии следователей, за взятку в особой валюте – « ремонт квартиры сына» – А. Лазуткин подписал документы фирмы-подрядчика на оплату работ по строительству перинатального центра по завышенным тарифам. Обвиняют экс-чиновника также в заключении двух госконтрактов на реконструкцию дорог без проведения конкурса. Общая цена вопроса – 385 млн рублей. Как в народе говорят, быть у воды, да не напиться...

Жизнь порой закручивает лихие коленца. А вот спросить у народа, какой руководитель лучше: кто берет и ничего не делает, кто не берет и не делает или кто берет, но и делает. Который для жизни и экономики ближе и полезнее? Похоже, однозначного ответа на этот вопрос не будет. Учитывая наши российские реалии, имеет место и лучший вариант: не берет, но делает.

Падают « снаряды» силовых структур часто вразнобой, то есть с большим элементом случайности. По наводке или заказу, так тоже бывает. Конкурента или иногда соседа, живущего рядом, а то и высокого начальника. Для плана по борьбе с коррупцией. Успешных профессионалов у нас по сложившейся издавна традиции почему-то сильно недолюбливают. И как только дело начинает ладиться, в ход идут именно силовые методы. В расставленные бюрократические сети редко попадают бездельники, для которых работа – лишь бы день до вечера.

Глава министерства строительства и дорожного хозяйства Ставропольского края Игорь Васильев за бюджетный счет «очищает» свою биографию от шлейфа коррупционных историй. Тем временем команда чиновника дает новые поводы усомниться в его чистоплотности
В адрес Васильева и его подчиненных не единожды звучали публичные обвинения в коррупции, возбуждалось уголовные дела.
Первое дело против чиновника было открыто в 2010 году, его подозревали в крупном мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. К тому времени он два года сидел в кресле министра дорожного хозяйства в администрации Ставропольского губернатора . Однако речь в уголовных делах шла о старых грехах Васильева. В бытность руководителем ГУП «Дирекция строящихся автомобильных дорог» (в 2005-2008 годах) он, как полагало следствие, спустил 400 тыс. бюджетных рублей на личные нужды в командировке в Швейцарии. Руководители краевого УВД подчеркивали, что ущерб может значительно увеличиться – планировался «огромный объем следственных действий по сбору доказательств» против Васильева. Тем более что ведомственная проверка ранее выявила у «Дирекции строящихся автомобильных дорог» финансовые нарушения почти на 50 млн. рублей. Если бы дело тогда было расследовано до конца и дошло до суда, министру грозило бы до шести лет лишения свободы. Но за своего подчиненного рьяно вступился губернатор Гаевский. Его пресс-служба даже назвала уголовное преследование Васильева попыткой силовиков «сделать громкие выводы на ровном месте». Дело в итоге замяли.
А через несколько месяцев было возбуждено новое, сразу по трем статьям Уголовного кодекса: «Злоупотребление полномочиями», «Присвоение в крупном размере с использованием служебного положения» и «Мошенничество в особо крупном размере». Но защитник министра Васильева – Гаевский – тогда еще был у руля края. Так что силовики Ставрополья и прокуратура, которая держала дело на контроле, его, по сути, проиграли. Суд признал возбуждение дела незаконным, и это решение, несмотря на кассацию силовиков, вступило в законную силу.
Уголовные дела о мошенничестве в тот период возбуждались против замминистра дорожного хозяйства Николая Небесского , директоров ГУПов Юрия Богданова , Андрея Ивлева, Александра Иванова , руководителя субподрядной организации ООО «Интер -Лидер» Вячеслава Белова. (К слову, сегодня Иванов и Небесский – заместители Васильева).

Н. Небесский

Старожилы дорожной отрасли Ставрополья считали, что в крае орудует настоящая ОПГ во главе с министром. Не даром Васильев, как подчеркивала председатель Ставропольского профсоюза автомобилистов и работников дорожного хозяйства Галина Пасечник, возглавив в 2008 году министерство, сразу же ликвидировал его контрольно-ревизионную службу. Ту службу, которая надзирала за ГУПами и которая в свое время нашла нарушения в возглавляемой Васильевым «Дирекции строящихся автомобильных дорог» на 50 млн рублей.
В 2012 году губернатор края Гаевский был отправлен в отставку, а сменивший его Валерий Зеренков туда же послал Васильева и его команду. Но последний, возродившись в качестве министра в администрации нового губернатора края Владимира Владимирова, принялся вновь собирать своих коррумпированных «тимуровцев».
Как результат, в 2014 году деятельность новой-старой команды Васильева привела почти к двукратному увеличению в крае стоимости ремонта одного километра дорог регионального значения. В моду вновь вошли «откаты».
— … многие руководители дорожных предприятий… жалуются на «выкручивание рук» так называемой «командой» Васильева с целью обогащения непомерными «откатами», — сообщал в своем открытом письме депутату Госдумы Ирштату Фахритдинову почетный дорожник России Тофик Джабаров. По словам эксперта, торги на оказание услуг и поставку материалов для дорожных ГУПов превратились в междусобойчик – ставка делается на подрядчиков, подконтрольных и лояльных Васильеву.
Также, по словам Джабарова, чиновники Васильева идут на превышение должностных полномочий при распределении субсидий на дорожные работы органам местного самоуправления.
Новые факты о «тимуровцах» министра
Они не заставили себя ждать! В сентябре 2014 года в региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) обратилось руководство ООО «СпецАвтоСтрой» . Частники пожаловались, что их незаконно не допустили к торгам ГУП «Ставрополькрайавтодорсервис» по закупке инертных материалов (песко-щебеночной смеси). В ходе разбирательства выяснилось, что в торгах победил единственный допущенный к ним участник – ООО «Ставропольгазстрой». И это при том, что материалы, которые выигравшая фирма бралась поставлять, не соответствовали ГОСТам и требованиям закупочной документации. Но зато победа «Ставропольгазстроя» устраивала директора ГУПа Михаила Гараева , который ранее возглавлял предприятие газовой отрасли – ОАО «Грачевскрайгаз».
Кроме того, представители проигравшего торги «СпецАвтоСтроя» сообщили антимонопольщикам, что Гараев нарушает закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Ведь он руководитель ГУПа, член закупочной комиссии, и при этом входит в состав учредителей ООО «Мобис», является соучредителем ТСЖ «Триумф» и гендиректором – ООО «Джет». Прямое нарушение статьи 21 Закона! Эту информацию антомонопольщики передали для проверки в прокуратуру Ставрополя, а меньше чем через месяц состав учредителей ООО «Мобис» изменился – фирму возглавила супруга Гараева, Нонна. Как заметила в свое время профсоюзный деятель Галина Пасечник, «дорожные воры в тюрьме не сидят, а их жены успешно открывают элитные парикмахерские, страховые компании, кафе-рестораны и прочий бизнес…».
В прошлом году вопросы к Гараеву и возглавляемому им ГУП «Ставрополькрайавтодорсервис» возникли у Контрольно-счетной палаты Ставропольского края. Аудиторы обнаружили нарушения при использовании ГУПом средств регионального бюджета и госимущества в 2014-2015 годах на общую сумму 423 млн рублей. Причем, большая часть – 243, 5 млн рублей – как раз при проведении закупок. О результатах проверки Контрольно-счетная палата края проинформировала двух заинтересованных министров – строительства, дорожного хозяйства и имущественных отношений. И если из Крайминимущества пришел ответ о принятых мерах, то ведомство Васильева на сигнал аудиторов никак не отреагировало.
Ситуация в дорожной отрасли Ставрополья такова, что, кажется, копни аудиторы, правоохранители и журналисты чуть глубже, и посыплются новые уголовные дела. Как министр «решает вопросы» с контролирующими органами, мы можем только предполагать. Что же касается журналистов, то Васильев нашел способ их «нейтрализовать». В первый министерский срок больше всего ему доставалось от газеты «Открытая», которая стояла в жесткой оппозиции к администрации Валерия Гаевского. Второй срок в качестве министра Васильев предпочитает с «Открытой» дружить. Известно, к примеру, что 15 подконтрольных ему ГУПов оформили подписку на это издание на 2017 год. В частности, это :
— ГУП СК «Дирекция строящихся автомобильных дорог» — 100 экз. (численность сотрудников — 65 человек);
— ГУП СК «ДЭСУ-2» (в Михайловске) — 40 экз.;
— ГУП СК «Труновское МДРСУ» — 50 экз.;
— ГУП СК «Буденновское МДРСУ» — 100 экз.;
— ГУП СК «Благодарненское ДРСУ» — 20 экз.;
— ГУП СК «Ипатовское МДРСУ» — 50 экз.;
— ГУП СК «Александровское МДРСУ» — 50 экз.;
— ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» — 25 экз.;
— ГУП СК «Курское ДРСУ» — 15 экз.;
— ГУП СК «Кировское МДРСУ» — 20 экз.;
— ГУП СК «Левокумское ДРСУ» — 50 экз.;
— ГУП СК «Советское ДРСУ» — 50 экз.;
— ГУП СК «Степновское ДРСУ» — 42 экз.;
— ГУП СК «Предгорненское ДРСУ» — 25 экз;
— ГУП СК «Нефтекумское ДРСУ» — 50 экз.
Заплатили дорожники в общей сложности порядка 900 тыс бюджетных рублей!
Но здесь вышла закавыка. Дело в том, что Федеральное казначейство с 1 января ограничило госучреждения в приобретении региональных периодических печатных изданий суммой в четыре тысячи рублей в год. А Ставропольские ГУПы своей подпиской на «Открытую» превысили этот норматив в несколько раз, то есть допустили бюджетное нарушение. Директора предприятий теперь в замешательстве, конкуренты «Открытой» злорадствуют и пишут письма главе Ставрополья Владимирову. Мол, губернатор экономит бюджетные средства, чтобы направить их в том числе на развитие дорожного хозяйства региона, а министр Васильев эти средства спускает на личные нужды, на самопиар.
Губернатор Владимиров на Ставрополье не первый год, о деятельности Игоря Васильева, его команды и многочисленных уголовных делах должен быть наслышан. Однако в 2015 году именно этого чиновника он поставил во главе объединенного министерства строительства и дорожного хозяйства. Неужели такой кадровый голод в Ставропольском крае, что должности раздаются чиновникам с сильно подмоченной репутацией и что этим чиновникам позволительно обелять себя за бюджетный счет?!
Ф. Воропаев

В отношении и. о. министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Андрея Лазуткина возбуждено уголовное дело о взяточничестве и превышении должностных полномочий. Месяц назад по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями был арестован руководитель этого же министерства Игорь Васильев. Теперь следствие намерено ходатайствовать об аресте Андрея Лазуткина.

Согласно информации краевого следственного управления СКР , в отношении Андрея Лазуткина возбуждены два уголовных дела: один эпизод расследуется по ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки), еще три - по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По данным следствия, Андрей Лазуткин в 2015 году получил взятку в размере более 200 тыс рублей. от представителя фирмы-подрядчика «в виде услуг по ремонту квартиры сына» в обмен на «беспрепятственное подписание документов на оплату работ по строительству Ставропольского клинического перинатального центра».

Кроме того, следователям удалось установить, что в августе и сентябре 2016 года чиновник «незаконно без проведения конкурентных процедур заключил два государственных контракта на реконструкцию автомобильных дорог в Ставропольском крае». Предполагалось, что работы по реконструкции на сумму 335 млн и 50 млн рублей будут проведены на дорогах Новоалександровск-Горький и Преградное-Тахта-Ипатово. Еще один государственный контракт на 6 млн рублей по проведению строительного контроля при выполнении работ также заключался без проведения конкурса.

Следствие задержало Андрея Лазуткина, как уточнили в краевом следственном управлении СКР, готовится ходатайство в суд об избрании чиновнику меры пресечения в виде заключения под стражу. В рамках расследования изъята служебная документация и допрашиваются сотрудники министерства и строительных фирм. В ближайшее время уголовные дела, возбужденные в отношении и. о. министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, будут объединены в одно производство.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то