Татарские обычаи нож в доме умершего. Как проходят позхороны мусульман разных национальностей

Мы пришли в этот мир по воле Всевышнего, Который сотворил все окружающее в том числе и жизнь. И покинем мирскую жизнь (дунью) также только по Его воле.

Народы, огромное количество людей, их рождение и смерть схожи с непрекращающимся плеском волн у берегов моря: люди так же приходят и уходят…

Символом смены поколений можно считать и текущую реку. Ведь она в постоянном движении: вода, которую мы видим сейчас, отличается от той, что мы видели мгновение назад. Так протекает и жизнь! Как бы человек ни хотел, ни пытался забыть о смерти, она - неизбежный исход для всех творений. Как бы мы от неё не бежали, она всегда идет нам навстречу. Всевышний в Священном Коране подчеркнул:

Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти .

И, несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете.]

Кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил [такой исход событий - лучший результат, величайшая награда, это успех и спасение, причем навечно].

Жизнь мирская - и нет сомнения в этом - предмет ослепления (самообольщения, тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша].*

Св. Коран, 3:185

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, которые не знают, что нужно делать, когда умер близкий человек.

Жизнь любого человека может оборваться совершенно неожиданно, поэтому необходимо знать, что предпринять в этом случае.

Тем, кто находится рядом с умирающим, необходимо, параллельно с медицинской, если на то есть необходимость, оказать ему и духовную помощь. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

لَقِّنُوا مَوْتـاَكُمْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ

Наставляйте, подсказывайте умирающим вашим [слова] «ля иляха илля Ллах »

хадис от Абу Са‘ида,

приведен во всех шести сводах, кроме свода хадисов аль-Бухари

Если находящийся в предсмертном состоянии человек, произнес эти слова, но затем начал говорить о чем-то другом, то ему необходимо снова напомнить, чтобы последними словами его в этой жизни были именно слова подтверждения единственности Творца всего сущего «ля иляха илля Ллах » и слова подтверждения истинности Его последнего Пророка и Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «мухаммадар расулю Ллах ».

Важно отметить, что находящийся в предсмертной агонии должен каяться пред Творцом с трепетом и страхом в сердце, и при этом быть полным надежды на милость и всепрощение Всевышнего Аллаха. (да благословит его Аллах и приветствует) в повелительной форме говорил:

Пусть каждый из вас в предсмертной агонии находится в состоянии наилучшего мнения о Всевышнем Творце.

хадис от Джабира,

св. хадисов Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ахмада.

Также Пророком передаются слова Всевышнего со следующим смыслом:

Воистину, Я - говорит Господь - рядом с [хорошим] мнением раба Моего обо Мне.

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Что же касается присутствующих рядом с умирающим, то они должны говорить только о благом и хорошем. Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал:

Если вы посещаете смертельно больного или мертвого, то говорите только хорошее. Воистину, ангелы говорят «амин» (То есть «О Аллах, прими и ответь на это».) заключая слова ваши.

хадис от Уммы Саляма,

св. хадисов Муслима

Если признаки выхода души из бренного тела налицо (то есть человек умер), то находящимся рядом людям необходимо:

1) Положить покойного на правый бок, лицом в направление к

Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову. Последний вариант наиболее практикуем и распространен. В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него.

2) Опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы.

Возможной формой мольбы за умершего при закрытии его глаз могут быть следующие слова:

Бисмил-ляяхи ва ‘аля милляти расуулил-лаах. Аллаахумма яссир ‘аляйхи амраху ва саххиль ‘аляйхи ма ба‘даху ва ас‘идху би лика’икя вадж‘аль ма хараджа иляйхи хайран миммаа хараджа ‘анх.

بِسْمِ اللَّهِ وَ عَلَى مِلَّةِ رَسُولِ اللَّهِ ، اَللَّهُمَّ يَسِّرْ عَلَيْهِ أمْرَهُ وَ سَهِّلْ عَلَيْهِ مَا بَعْدَهُ

وَ أَسْعِدْهُ بِلِقَائِكَ وَ اجْعَلْ مَا خَرَجَ إلَيْهِ خَيْرًا مِمَّا خَرَجَ عَنْهُ

Начинаю именем Господа. С принадлежностью этого человека к последователям Посланника Божьего. О Аллах, дай ему облегчение и легкость в том, что ожидает его. Пусть он будет счастлив. Да будет то, к чему он идет лучше того, откуда он идет.

хадис от Уммы Саляма,

св. хадисов Муслима.

3) Размять суставы, чтобы они не затвердели.

4) Положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия.

5) Повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала.

6) Накрыть тело покойного.

Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.

Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого.

Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин », и, до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться. Однако только Всевышнему ведомо лучшее, и предпочтительнее все же дочитать суру.

Правоверного мусульманина должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день, и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда начал свое распространение Ислам .

Приготовление к захоронению должно быть как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:

لاَ يَنْبَغيِ لِجِيفَةِ مُسْلِمٍ أَنْ تُحْبَسَ بَيْنَ ظَهْرَيْ أَهْلِهِ

Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение].

хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха,

св. хадисов Абу Дауда

Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур:

О ‘Али! Есть три вещи, которые нельзя откладывать (которые не терпят отлагательства): молитва, когда наступило ее время; приготовление и погребение покойного; замужество вдовы, когда она найдет подходящего для себя человека.

хадис от ‘Али,

св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи

В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.

7) Омыть тело покойного.

Омытие покойного является обязательным (фард кифая - это то, что является обязательным для всех верующих и, при выполнении кем-либо из них, снимается обязанность со всех; если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если таковых нет, то для любого мусульманина.

Если говорить о том, кто должен омывать тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины - женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними (последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой), а при омытии женщины - родственники ее.

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников».

Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]:

ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461

По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не имеет высокой степени достоверности, но его смысл является канонически верным.

Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз.

Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615,

хадис № 928, «сахих»

Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кибле. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей.

Гассал (человек, производящий омовение ) моет свои руки три раза, одевает защитные перчатки, после чего, надавливая на грудь покойника, проводя ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника.

После этого омываются половые органы, смотреть на которые запрещено.

Далее гассал меняет уже использованные в обряде перчатки, смачивает их и протирает рот покойному, вычищает нос, омывает лицо. Затем гассал моет обе руки по локти, начиная мытье с правой руки. Этот порядок омовения един и для женщин, и для мужчин.

Затем покойного обмывают. Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Голова, уши и шея хорошо смачиваются. Далее по щиколотку моются ноги покойного. Голову, а также бороду моют теплой водой с мылом. В воду добавляют кедровый порошок (гулькаир ).

Покойного кладут на левый бок, а омывают правый. Порядок мытья таков: льют воду, протирают тело, а затем снова льют, смывая мыльную воду с порошком. На материю, прикрывающую половые органы, просто льется вода. Такие места остаются без протирки. Эти процедуры проделываются троекратно.

То же самое проделывается, когда покойный кладется на правый бок. После умерший снова омывается водой три раза на правом боку. Класть покойника грудью вниз, для мытья его спины, запрещено. Для этого тело слегка приподнимается за спину, и, таким образом, на спину поливают.

После этого покойный кладется в горизонтальное положение, и гассал проводит ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы из тела вышли еще оставшиеся внутри испражнения. Затем делается общее обмывание всего тела целиком. Если выход испражнений произойдет и после этого, то обмывание заново производиться не будет, а только очищается испачканное место.

Обязательным считается лишь однократное обмывание покойного, обмывание более трех раз - излишним. Мокрое тело покойника обтирается полотенцем. Лоб, ноздри, руки и ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В процессе омовения и обмывания должны участвовать не менее 4-х человек. Гассалом и помощником гассала , поливающим тело водой, может быть избран близкий родственник покойника. Другие же должны быть заняты тем, что поворачивают и поддерживают тело умершего в процессе обмывания.

Как говорилось выше, мужчины не должны обмывать женщин, как и женщины мужчин. Маленьких детей противоположного пола обмывать разрешается. Жена имеет право обмывать тело ее мужа. В случае, если умерший - мужчина, а среди окружающих есть только лишь женщины (либо наоборот), то проводится только таяммум.

Обмывание может быть как безвозмездным, так и платным. Могильщику и носильщикам их работа также может оплачиваться.

Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного. Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно, так как наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал:

Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков.

Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи].

Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020.


8) Обернуть тело покойного в саван (кафан).

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде, но при отсутствии ткани для савана допускается хоронить человека в его одежде, предварительно помыв ее и почистив. Исключение составляют шахиды, павшие на поле боя - их хоронят в одежде, не обмывают, а сразу совершают джаназа-намаз.

Умершего потребуется окутать в саван (кафан) . Минимальный саван - это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Кафан изготавливается из ситца либо белого полотна. Кафан для мужчин состоит из трех частей: 1. Лифафа - ткани (различного вида и хорошего сорта) покрывающие покойника с головы до ног (по 40 см ткани с каждой стороны, для того, чтобы саван можно было завязать с обеих сторон после окутывания тела); 2. Изар - кусок ткани для обертывания нижней части тела; 3. Камис - рубаха, сшитая так, чтобы половые органы мужчины были прикрыты.

Для женщин - пятисоставный: 1. Лифафа - то же, что для мужчин; 2. Изар - кусок ткани для нижней части тела; 3. Камис - рубаха, без воротника, с вырезом для головы; 4. Химар - платок для покрытия головы и волос женщины, длина которого составляет 2 м, а ширина — 60 см; 5. Кирка - кусок ткани для накрывания груди, длина - 1.5 м, ширина - 60 см.

Для покрывания новорожденных или умерших младенцев достаточно одной лифафы . Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допустимо окутывание в саван, как и для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене - муж, родственники или дети. Если же умерший был одинок, то похороны осуществляются уже соседями.

Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него»

Джами-уль-Фаваид, 1464

Мусульманина может похоронить община. Тканью покрывается все тело - это обязательное условие. Если умерший был несостоятельным человеком, то накрывание его тела тремя кусками ткани будет считаться сунной. Если умерший был состоятельным и долгов после себя не оставил, то его тело накрывается тремя кусками ткани в обязательном порядке.

Материя должна быть в соответствии с материальным достатком того, кого хоронят - в знак уважения к умершему. Тело покойника можно покрывать тканью, бывшей в ходу, но лучше, если ткань новая. Тело мужчины запрещается покрывать шелком .

Согласно правилам похорон у мусульман перед окутыванием тела борода и волосы не подстригаются и не расчесываются, ногти ног и рук не стригутся, золотые коронки также не удаляются. Такие процедуры как удаление волос, подстригание ногтей должны производиться при жизни.

Порядок окутывания для покойных мужчин таков: перед покрытием покойника на ложе стелется лифафа , которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, например розовым маслом. Поверх лифафы расстилается изар . После кладется покойный, одетый в камис . Руки укладываются вдоль тела. Покойный умащается благовониями. Далее читаются молитвы и с умершим прощаются. Изаром окутывают тело: сначала левую сторону, а затем - правую. Лифафу заворачивают сначала с левой стороны, затем узлы завязываются у головы, у пояса, а также у ног. Когда тело опускается в могилу, эти узлы развязываются.

Умершего выносят из дома ногами вперед. После выноса его разворачивают и несут или везут на машине до кладбища головой вперед.

Порядок окутывания женщин идентичен мужскому, с той лишь разницей, что перед одеванием камиса груди покойной покрываются хиркой - материей, закрывающей грудь от уровня подмышек до живота. Когда одевается камис , то волосы опускаются на него. На лицо кладется платок - химар , подложенный под голову. Это единственное отличие.

9) Совершить погребальную молитву (джаназа-намаз).

Специальные похоронные носилки (тобут ) устанавливаются перпендикулярно направлению Киблы. Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле поперек перед имамом. Если джаназа-намаз читается одновременно для мужчины, женщины, мальчика и девочки, то умерших кладут в следующем порядке: перед имамом - мужчину, за ним - мальчика (имам стоит на уровне их головы), затем - женщина, за ней - девочка (имам стоит на уровне середины их тел). Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

10) Захоронить покойного.

Для переноса покойного используют все тот же тобут . Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

Женщины на похоронах не присутствуют.

Как же правильно копать могилу в Исламе?

При раскапывании могилы, должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.

Могила выглядит следующим образом: в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней в правой стороне вырывается боковое углубление (ниша), называемая ляхад . Впоследствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см - внутри, а 25 см - снаружи.

Ляхад закрывается необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, после того, как покойного поместят туда. В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала, ляхад допускается не делать, при этом раскапывают дополнительное углубление вниз, которое также закрывается необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, после того, как покойного поместят в это углубление.

Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускает муж и ее родственники.

В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать.

Следует опускать покойного головой вперед с той стороны могилы, где будут находиться его ноги. Можно опускать его со стороны Киблы.

Тот, кто опускает тело в могилу и укладывает в нишу, произносит: «Бисмил-ляях ва ‘аля милляти расуулил-ляях ».

Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле, для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями.

После того, как тело поместили в нишу и закрыли необожженными кирпичами (плитами из глины) или досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы, затем могилу закапывают лопатами. Согласно Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на 15-20 см.

На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. [В наше время на могиле в области головы покойного устанавливается камень (табличка) с надписью имени и фамилии покойного, а также лет его жизни.]

Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники.

Нельзя сидеть на могилах и наступать на них, запрещено молиться у могилы (здесь подразумевается молитва-намаз с поясными и земными поклонами), также запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой.

Всем, кто участвовал в похоронной процессии, после погребения необходимо молиться за умершего. Каждый мусульманин, заходя на кладбище для погребения, должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовится к собственной смерти, наблюдать за положением мертвых. Ведь снаружи все могилы выглядят одинаково, зато внутри - у кого-то сад из садов Рая, а у кого-то - яма из ям Ада. Всем находящимся на кладбище нужно соблюдать спокойствие и тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы.

Лучше, если семья покойного в дни похорон не будет заниматься приемом гостей и приготовлением поминальных угощений. В этом им могут помочь соседи или близкие.
Соболезнования оговариваются до захоронения и после него в течение трех дней. Их мысл - успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение, и пусть простит возможные прегрешения покойного ». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Плачь по причине сердечной боли допускается, но оплакивание, особенно сопровождаемое криками и воплями, крайне порицаемо, грешно и наносит боль покойному.

Вышеприведенная часть статьи описывает канонические аспекты мероприятий, связанных с похоронами, в условиях российской действительности мусульмане сталкиваются с рядом проблем, вызванных необходимостью соблюдения формальных процедур, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим настоятельно рекомендуем также ознакомиться с действиями, которые необходимо будет предпринять для следования букве закона.

Шаги, которые необходимо предпринять, если смерть наступила дома, до ритуала захоронения:

1. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи для констатации смерти.

2. Вызвать сотрудника милиции для оформления протокола осмотра трупа.

3. Получить бланк констатации смерти (или сопроводительный лист) от медицинских работников и протокол осмотра трупа от сотрудника милиции.

При необходимости вызвать специализированную машину для перевозки тела в морг (телефон службы трупоперевозки подскажут медицинские работники). Все вышеизложенные документы (бланк констатации смерти и протокол осмотра трупа ) сотрудники службы трупоперевозки забирают вместе с телом для предоставления в морг. При этом необходимо получить от сотрудников службы трупоперевозки бланк направления в поликлинику, для получения амбулаторной карты (если её нет на руках).

4. Если тело не перевозили в морг, с бланком констатации смерти, протоколом осмотра трупа, медицинским полисом и амбулаторной картой умершего (при наличии её на руках), паспортом умершего и паспортом заявителя обратиться в поликлинику для оформления медицинского свидетельства о смерти.

5. Если тело перевозили в морг, то утром с направлением от службы трупоперевозки, медицинским полисом, паспортом умершего и паспортом заявителя обратиться в поликлинику для получения амбулаторной карты с написанным посмертным эпикризом. После чего с амбулаторной картой умершего (обязательно с эпикризом!!!), паспортом умершего и паспортом заявителя необходимо обратиться в морг для оформления медицинского свидетельства о смерти.

6. После получения в поликлинике или в морге медицинского свидетельства о смерти, в ЗАГСе (по месту жительства умершего или расположения морга/поликлиники, или в дежурном ЗАГСе на время нерабочих дней) получить гербовое свидетельство о смерти и справку о смерти (форма 33).

7. Позвонить в агентство ритуально-похоронной службы для оформления заказа на оказание ритуальных услуг и организации похорон или обратиться в пункт (бюро) ритуально-похоронной службы и там лично оформить заказ на организацию похорон.

8. Для верующих - обратиться в мечеть или другим лицам, занимающимися похоронами мусульман.

Мы должны помнить о смерти. Ведь не зря в одном из хадисов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает к поминанию «хазимуль-ляззат », то есть смерти, которая служит назидательным разрушителем прихотей и страстей. Но вместе с этим мы не должны бояться ее. Милость миров пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Приближается время, когда народы начнут набрасываться, нападать на вас, подобно голодным, набрасывающимся на миску с едой». Ему задали вопрос: «Это в связи с нашей малочисленностью?» «Нет, - ответил он, - вас будет очень много, но вы будете подобны сору в быстром потоке воды. Всевышний лишит ваших врагов страха и уважения к вам. В ваших же сердцах будет вахн». Последовал вопрос: «Что же такое «вахн», о посланик Аллаха? «Вахн - это [сильная, ослепляющая] любовь к мирскому и неприязнь к смерти», -прозвучал пророческий ответ.

Абу Дауд С. Сунан аби дауд С. 469, хадис №4297, сахих

Наши старики говорят: «Альхамдулиллях! Наши дети в исламе и есть, кому нас похоронить. Вся надежда на вас! »

«Хорошо, если на то будет воля Аллаха », - соглашаемся мы, не задумываясь о том, что взяли на себя обязанность, о которой мало что знаем.

Дорогие братья и сестры! Помните, что ВСЯ НАДЕЖДА ТОЛЬКО НА ВАС, поэтому старайтесь достойно провожать в последний путь своих родных и близких!!!

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

При написании статьи использованы материалы:

И. Аляутдинов «Знай. Веруй. Чти»;

Сборник Уроков «Азбука Ислама»;

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2, с. 189, 193; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2, с. 5-7.

Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.

У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.

Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.

У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.

Последовательность действий

Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.

Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.

Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.

Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.

Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.

Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.

Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.

По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.

Традиции обмывания

Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:

  1. Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
  2. Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
  3. После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
  4. Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
  5. Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.

По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.

Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.

Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.

Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.

Порядок обертывания следующий:

  1. Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
  2. Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
  3. Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.

Молитва на похоронах

Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.

Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.

В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.

Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.

Процедура погребения

По законам ислама требуется похоронить умершего очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».

Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.

Кабр (могила)

Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:

  1. Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
  2. Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.

Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.

В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.

Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.

Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:

  1. Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
  2. Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
  3. Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
  4. Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
  5. На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
  6. На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
  7. На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
  8. На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
  9. Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
  10. Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
  11. Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.


Оплакивание покойного

Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.

Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.

Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.

Поминальные дни

Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.

Мусульмане проводят поминки:

  • в день похорон;
  • на третий день;
  • на седьмой день;
  • на сороковой день;
  • в годовщину смерти.

Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.

В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.

Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.

Поминальная трапеза проходит в полном молчании.

Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.

Мусульмане обычно считают, что добрые дела, которые делает человек при жизни, дают ему право вступления в рай на Судный день. Многие последователи ислама считают, что мертвые до последнего дня остаются в своих могилах, испытывая мир в раю или страдания в аду.

Когда смерть неизбежна

Когда мусульманин чувствует приближение смерти, члены его семьи и очень близкие друзья должны при этом присутствовать. Они вселяют умирающему надежду и доброту, а также читают “шагады,” подтверждая, что нет иного Бога, кроме Аллаха. Как только близкий умер, присутствующие должны сказать: “Истинно, мы принадлежим Аллаху, и действительно к Нему мы возвращаемся”. Присутствующие должны закрыть покойнику глаза и нижнюю челюсть, прикрыв тело чистой тканью. Они должны также произнести “dua” (“прошении) к Аллаху, чтобы попросить прощения грехов умершего. Родственники должны поспешить погасить все долги покойника, даже если это означает, что все их богатства будут исчерпаны.

Как хоронят мусульман – когда провести мусульманское погребение?

Согласно исламскому шариату, тело должно быть похоронено как можно скорее с момента смерти, а это значит, что похоронное планирование и подготовка начинаются незамедлительно. Местная организация исламской общины помогает при отпевании и погребении, координирует свои действия с похоронным бюро.


Как хоронят мусульман – донорство органов

Донорство органов приемлемо для мусульман. Как гласит учение Корана, что “Всякий, кто приходит на выручку одному человеку, спасает жизнь всего человечества.” Если возникают вопросы касательно донорства, близкие покойника консультируются с имамом (религиозным лидером) или мусульманским похоронным бюро.


Как хоронят мусульман – вскрытие

Обычные аутопсии неприемлемы в исламе, поскольку они рассматриваются как осквернение тела умершего. В большинстве случаев, семья покойника может законно отказаться от процедуры вскрытия.


Как хоронят мусульман – бальзамирование

Бальзамирование и косметология также не допускаются, если это не требует государственный или федеральный закон. Из-за запрета на бальзамировании и срочность, с которой тело должно быть захоронено, не представляется возможным перевоз тела из других стран.


Как хоронят мусульман – кремация

Кремирование тела мусульман запрещено.


Как хоронят мусульман – подготовка тела

Приготовление тела покойника начинается с омовения и укутывания (кафан). Умерший должен быть промыт трижды или нечетное количество раз. Процедуру выполняют четыре человека, причем, мужчин обязательно моют мужчины, а женщин – женщины. Обычно омовение выполняют в таком порядке: справа сверху, верхняя левая сторона, нижняя правая сторона, нижняя левая сторона. Женские волосы моют и заплетают в три косы. После процедуры мытья, тело покрывают саваном.

Окутывают тело тремя большими белыми кусками материала, уложенными друг на друга. Корпус тела должен быть помещен поверх листов. Женщинам надевают платья без рукавов до пят, а головы покрывают. Если это возможно, левая рука покойного лежит на груди, а правая покрывает левую поверху, как в состоянии молитвы. Куски ткани должны быть обернуты вокруг тела, а сам чехол закрепляется веревками. Одну из них крепят над головой, другой связывают тело, а третья проходит под ногами.

Затем тело для панихиды перемещают в мечеть («Масджид»). Джаназа-намаз (панихиды) должны выполняться всеми членами сообщества. Молитвы читаются в специальной комнате или во дворе мечети. Молящиеся обращаются к “кибла”, образуя три линии: близкие покойнику мужчины, затем другие мужчины, дети и последние женщины.


Как хоронят мусульман – погребение

После совершения джаназа-намаз тело покойного несут на кладбище. Традиционно при погребении присутствуют лишь мужчины. Могила должна быть выкопана перпендикулярно кибла, а тело покойного кладут на правый бок, лицом к кибла. При этом читают строки “Bismilllah wa ala millati rasulilllah”. Затем сверху укладывают слой из дерева и камней, чтобы избежать прямого контакта тела с почвой, которая наполнит могилу. Затем скорбящие бросают по три горсти почвы. На место заполненной могилы устанавливают небольшой камень или маркер. На могиле запрещается устанавливать большой памятник.


Как хоронят мусульман – поминки

После похорон и погребения, ближайшая семья умершего принимает посетителей. Первые три дня считаются траурными и поминают усопшего. Как правило, траурный период может длиться до 40 дней, в зависимости от степени религиозности семьи.

Вдовы должны соблюдать более длительный период траура, четыре месяца и десять дней. За это время им запрещается общаться с людьми, которые потенциально могут вступать с ними в брак (известный как «па-махрама»). Исключением может служить в экстренных случаях только врач.


В исламе приемлемо скорбеть во время смерти и плакать на похоронах. Тем не менее, сильные плач и крики, разрывание одежды, выражают отсутствие веры в Аллаха, поэтому запрещены.

Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.

Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Мусульманские поминки

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

В состоянии стресса от потери близкого человека представителям мусульманской культуры в Челябинске не так просто организовать похороны по законам шариата. Нужно купить все необходимое, затратив время на поиск ритуальных принадлежностей, организовать всю церемонию до мельчайших деталей, оформить необходимую документацию - и все это в максимально сжатые сроки.

Ритуальная служба «Реквием» имеет огромный опыт оказания ритуальных услуг и достаточные компетенции для того, чтобы провести мусульманские похороны . Мы готовы предоставить полное сопровождение обряда похорон, чтобы защитить Вас от ненужной травматизации в ходе подготовительных мероприятий, которые не всегда понятны представителям иной культуры.

Организация похорон по мусульманским обычаям

Как написано в Коране, уважительное и исполненное веры погребение дает возможность правоверному в ином мире обрести покой. И не всегда получается так, что близкие умершего имеют представление об организации похорон по мусульманским традициям - система обрядов похорон у мусульман имеет свою специфику, а индивидуальная трактовка священного текста недопустима (а зачастую и невозможна, в силу его сложности). Тогда лучше доверить обряд похорон и все его подготовительные этапы ритуальной службе, чьи представители обладают глубоким пониманием законов шариата и и имеют все необходимое для осуществления церемонии по мусульманским обычаям.

В ортодоксальном варианте организация мусульманских похорон подразумевает такие действия:

  • омовение и обмывание тела покойного — тахарат и гусуль;
  • помещение его в саван;
  • погребение и прощание — дафр;
  • поминки .

Рассмотрим все этапы церемонии похорон у мусульман

Согласно мусульманским обычаям, существует неукоснительный принцип омовения и обмывания тела покойного - начинают всегда с тахарата, потом проводят гусуль.

Всей церемонией руководит гассал — сведущий человек, знаток мусульманских традиций похорон . Это может быть мулла либо почитаемый общиной старец. Эту роль в условиях современной культурной ситуации может взять на себя представитель ритуальной службы . Как правило, распорядителю помогают несколько подручных (от 4 человек), в числе которых обязательно находится родственник покойного. Лица разного пола не допускаются к процессу обмывания (кроме супружеских пар и малолетних - до 5 лет).

Мусульманские похороны предписывают класть тело навзничь стопами к Мекке, в которой есть священная Кааба. Под подбородком протягивают и завязывают ленту, а в зону живота накладывают тяжесть.

Закутывание саваном

Проведение похорон по мусульманским традициям исключает погребени е тела в обычной одежде. Тело одевают в кафан, имеющий три составляющие - лифофу, целиком закутывающую тело, изор, покрывающий ноги, камис — удлиненное одеяние.

Сначала тело одевают в камис, размещают его на разложенной лифофе, покрывают ноги изором и закутывают верхнюю часть тела в лифофу, завязывая полотно в зоне головы, туловища и стоп. Женщинам на грудь под камис завязывают кирку — тканевое полотно порядка 150 см длиной, волосы покрывают платком, закрепляя узлом. При погребении узлы лифофы развязывают.

Прощание

Обряд похорон по мусульманским законам предписывает быстрее захоронить покойного. До погребения тело запрещено покидать - рядом всегда должен кто-то быть и молиться. Поза умершего - на спине стопами к Мекке либо на правом боку головой к кибле.

Ислам не одобряет такую атрибутику, как надгробные плиты, венки и любые иные украшения могилы. На мусульманском кладбище могилы отмечены холмиками земли в четыре пальца высотой.

Поминки

Когда завершились церемонии прощания и похорон, у мусульман принято почтить память всю покойную родню усопшего. Вначале поминки организовывают после похорон, затем - на 3, 9, 40 дни и спустя год после смерти. Мусульманские обычаи не предполагают приготовление особых поминальных яств, однако принято начало застолья отмечать чаем и сладким. Все проходит обычно в молчании, чтобы гости не досаждали хозяевам.

Процедура похорон у мусульман

Ислам предписывает общие правила, однако есть вариации в трактовке этого обряда в различных азиатских странах - сформировались обычаи, пережившие влияние древних языческих времен. Ритуальная служба «Реквием» придерживается законов шариата для организации похорон у мусульман , однако всегда прислушивается к пожеланиям близких покойного. Как гласит ортодоксальный свод правил, кремация в ходе мусульманских похорон исключена, хотя, если выбора нет и сжигание трупа необходимо и обосновано, это вполне допустимо.

К месту погребени я тело приносят на носилках, крышка которых раздвигается — лик умершего принято скрывать от досужих зрителей. На дне носилок выстелено одеяло, крышка покрыта полотном ткани.

Мусульманские похороны предполагают наличие двух разновидностей могилы: лахада и ярмы. Первая разновидность напоминает фамильный склеп, созданный по европейской традиции, - углубление в земле, представляющее собой келью с круговым входом, где могут уместиться все пришедшие проститься. Лахад предполагает размещение тела навзничь ступнями к Мекке либо на правом боку лицом к Каабе.

Ярма напоминает земляное углубление с полкой. Тело туда опускают стопами вниз, а голова должна при этом смотреть на Восток. Вся процедура погребения сопровождается чтением молитв имамами, это четыре основные поминальные молитвы.

Вновь созданную могилу на кладбище опрыскивают водой, потом присутствующие по очереди присыпают ее семью горстями земли. После завершения церемонии у могилы остается один человек, и он читает особую молитву — талкин, свидетельство правоверности умершего перед ликом ангелов смерти, которые вскоре заберут его.

Допустимо ли использовать гроб при проведении похорон у мусульман?

Иногда представители ислама отрицают саму возможность применения гроба, однако священнослужители дают возможность родне умершего самой решить, насколько целесообразно использовать гроб в каждом конкретном случае.

Церемония похорон у мусульман не нуждается в применении гроба, когда тело приносят на особых носилках - тобуте. В этом случае лик умершего спрятан за раздвигающейся крышкой, а само тело предают погребению в саване. Но сегодня возможен поиск и иных альтернатив. Популярность и востребованность кремации требует покупки гроба.

В исламе не одобрено предавать тело огню, однако имамы сегодня не осуждают тех, кто решил выбрать этот способ погребения . В частности, кремация вполне допустима, если средства ограничены и невозможно приобрести место на мусульманском кладбище. Тогда гроб лучше приобрести открытый - это будет воплощать готовность покойного обратить взор на Аллаха.

Кодекс поведения на похоронах у мусульман

Основное, что стоит помнить, - мусульманские похороны предписывают каждому присутствующему большую сосредоточенность. Нельзя громко говорить, бурно выражать эмоции, тем более - спорить, ссориться. Всем своим поведением присутствующие должны показывать Аллаху свою покорность его волеизъявлению и достойное поведение.

Бурные возгласы, сильный плач - это вызывающее поведение, отвлекающее присутствующих от поминальных молитв, сопровождающих похороны, если только хоронят не новорожденного.

Похороны мусульман предполагают, что после создания могилы, все, исключая читающего талкин, сразу оставляют кладбище. Как правило, родня созывает всех на поминки. Отказ не одобряется, однако и хвалить хозяев и вообще быть красноречивым не рекомендуется. Одобряется спокойное, сдержанное поведение.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то