Презентация границы свободы для подростка. Буденновская межпоселенческая центральная библиотека Материал для обсуждения и выводов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Горького

с углубленным изучением английского языка»

Классный час

« Можетлибытьсвобода

безответственности».

Работу выполнила:

учитель информатики

классный руководитель

10Б класса

Крайнева

Фаина Александровна

Арзамас 2014

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Пояснительная записка

Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Очень важно, чтобы ребята выработали собственное понимание гражданской позиции, чтобы они сами пришли к выводу, что свобода – это не вседозволенность, и что подлинная свобода невозможна без ответственности.

Что такое свобода? Какими качествами должен обладать свободный человек? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Может ли свобода вести к рабству? – Вот основные вопросы нашего классного часа

Форма: дискуссия.

Цель : обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Познакомить с молодежными неформальными объединениями и определить их роль в обществе; научить школьников выражать свое отношение к различным группировкам;

Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, о вредном воздействии вредных привычек на организм человека.

Предварительная подготовка

I .Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

На стенах развешаны плакаты с высказываниями известных людей.

    «Свобода – это ответственность. Вот почему ее так бояться»

Б Шоу

    «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко»

Карл Ясперс.

    « Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости».

Вольтер.

    «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии».

Сунь Ятсен.

План классного часа

    Вступительная беседа

    Что такое «свобода»

    Выбор «свободы»:

Молодежная субкультура в современном обществе

Пивной алкоголизм – чума XXI века

Интернет- зависимость

Ход классного часа

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Свобода - это:

    отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

    сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

    способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

    реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

    не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

    степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

    наличие прав и их гарантированность;

    один из основополагающих принципов правового государства.

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

3 участник. Компания из трех молодых парней 15–17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Статья

Нарушение

Наказание

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.)

Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15020 МРОТ

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%)

Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10-15 МРОТ

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

! участник: Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам не страшно ходить по улицам? Милицейские сводки пестрят сообщениями о драках, убийствах, столкновениях. На домах и заборах все чаще можно увидеть фашистскую свастику. Вы не боитесь стать жертвами экстремистов?

– Знаете ли вы, кто такие скинхеды?

– Приходилось ли вам участвовать в столкновениях на национальной почве?

– Некоторые социологи утверждают, что четверть российских граждан заражена ксенофобией. Вы входите в их число?

(Дети отвечают)

2 участник: По признанию руководителей МВД, молодежный экстремизм, в том числе движение «бритоголовых» уже угрожает национальной безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными

– Бурный рост молодежных группировок, их возрастающая активность не раз вызывали подозрение, что за этими детскими играми стоят вполне взрослые люли, которые используют молодежь как оружие для достижения своих корыстных целей.

Учитель: Кому, по-вашему, могут быть выгодны группировки молодежи?

(Партии радикальной направленности, бизнесмены, уголовные авторитеты и т.п.)

– Многие прекрасно понимают, что группировки скинхедов - «фирмы» – это динамит, который может шарахнуть в любом направлении. Где и как может «шарахнуть» этот динамит?

2 участник И. Гёте: «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»

Сегодня потребление пива в России на душу населения составляет примерно 78 литров (данные за 2010 год). Причем у нас этот напиток чаще всего употребляют люди в возрасте 25-45 лет. Сейчас более-менее регулярно пьют пиво 57% жителей нашей страны. Из них 75% мужчин и 41% женщин

Пиво у многих непременный атрибут повседневной жизни. Его пьют дома и на работе, в одиночестве и в компании. Пьют из пластиковых и стеклянных бутылок, жестяных банок, огромных кружек. Пьют мужчины и женщины, старые и молодые. Пиво стало своеобразным символом, атрибутом уверенности, успешности. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха.

3 участник: И, видимо, не случайно, что в сводках криминальных новостей все чаще появляются данные о школьниках, и даже школьницах, которые от чрезмерного употребления пива совершаются хулиганские действия или попадают в токсикологию с алкогольным отравлением. Страну охватила пивная алкоголизация молодежи. И это почти такое же бедствие, как наркотики

«Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,

а пивной алкоголизм среди юного поколения»

Главный санитарный врач Р.Ф Геннадий Онищенко

3 участник Наркологи бьют тревогу: люди все больше времени проводит за компьютером, предпочитая виртуальный мир реальному. Статистика приводит ошеломляющие цифры: по данным ComputerEconomics, в мире 20 процентов пользователей страдают зависимостью от компьютера, то есть болен каждый пятый... Психиатры даже придумали специальный термин - «компьютерная зависимость», или «сетемания». Не преувеличена ли эта проблема? Так ли опасен компьютер?

Любая зависимость - это всегда болезнь чувств. А потому у всех зависимостей общие признаки. Классический портрет среднестатистического сетемана выглядит так. Человек обращен внутрь себя, внешние события не имеют для него значения, реальная жизнь не представляет интереса. Садясь за компьютер, он испытывает чувство эйфории. Если наркоман удовольствие получает от дозы, а алкоголик от рюмки, то сетеман - от процесса. Не случайно компьютерную зависимость называют процессуальной. Нажал на кнопку - получил кайф.

В случае если сетемана вынуждают отвлечься от монитора, он сильно раздражается, в тяжелых случаях испытывает чувство, похожее на ломку наркомана. Разлуку с компьютером он воспринимает как разлуку с лучшим другом или любимым человеком.

Часто сетеман пренебрегает собственным здоровьем и даже гигиеной для того, чтобы больше проводить времени за монитором. Болезненное увлечение идет в ущерб занятиям, домашним делам, служебным обязанностям.

Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Учитель: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Список литературы

  1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Авторы проекта: Группа «Свободу нам, свободу!» Суть проблемы: (одинакового во все времена) Восприятие обществом желания подростков чувствовать себя взрослыми и хотеть поступать, как взрослые. Цель: - Совместно, родителям и детям, проанализировать понятие «свободы». Задачи: - Изучить материал по данной теме. - Понять, где начинается и где заканчивается наша свобода. - Выяснить, что позволительно, а что – нет свободной личности. -Узнать, что ограничивает свободу. Анкетирование для детей «Что для нас свобода?» Что такое свобода? Что значит для тебя свобода? Свобода-это ответственность или вседозволенность? свобода движение 31 27 свобода-действие свободавседозволенность 11 11 8 6 свобода-ценность свобода-жизнь в удовольствиее свобода отсутствие обязанностей и ответственности свободанезависимость от общества свободавседозволенность 4 свобода-действие 35 30 25 20 15 10 5 0 свобода движение Процентное значение Результаты анкетирования «Что такое «свобода»? свобода-независимость от общества свобода отсутствие обязанностей и ответственности свобода-жизнь в удовольствиее свобода-ценность Ответы Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Мы понимают свободу как независимость от общества и от родителей, как вседозволенность. Результаты анкетирования «Значение свободы для подростков» 4% 27% Решающее значение Не имеет значения 69% Затрудняюсь ответить Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе Результаты анкетирования «Свобода – ответственность или вседозволенность?» 20% Ответственность Вседозволенность 80% По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом, нам хочется быть свободными, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно. Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что мы стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же, подавляющее большинство подростков не понимают, что есть свобода и не считают её ценностью. ВЫВОДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ По результатам данного опроса видно, что -мы считают свободу именно вседозволенностью; -не признаем её ответственности; -хотим быть свободными; -стремимся к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов; -не знаем, что есть свобода и не считаем её ценностью. Что такое свобода? Свобода - это наличие у человека возможности выбора. Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не свобода, а сам человек может ставить себе какие-то нравственные ограничения для выбора своих действий и поступков. Чем обусловлена свобода? - В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. что предполагает выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, свобода человек обусловлена последствиями, которые грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них. - Знанием меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления жизни человека, условиями, в которых свобода реализуется. Это пониманиеи осознание необходимости. - Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Свобода представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора. - Свобода- это постоянный процесс, который никогда не остановится. Человек обладает большим опытом в познании законов природы и общества, приобретает новые знания по данным вопросам, но все равно неспособен по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда. Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе. Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию. Наша свобода! Где начинается и где заканчивается наша свобода? Что позволительно нам, а что нет? Кто дает или забирает эту свободу? Где начинается наша свобода? а) в нежелании быть детьми, а в потребности быть взрослыми, б) в жажде такого же, как у взрослых, права на независимость: - своих суждений; - поступков; - взглядов на жизнь. Где заканчивается наша свобода? - там начинается вседозволенность; - там, где переступаешь закон; - если твоя свобода несет зло. Зачем нам нужна свобода? Ответ: а) чтобы окончательно завершить строительство собственной личности, б) чтобы понять: - кто же мы такие; - что нам делать в этой жизни; - какую правду жизни выбрать, каким богам верить. Что нам нужно, чтобы стать свободными? Перестать быть маменькиным (или папенькиным) сынком или дочкой, заодно учеником или ученицей учителя, тренера, мастера. Перестать не в финансовом плане, а в личностном – как бы на время забыть о всех взрослых авторитетах, о взрослой морали, о той же взрослой правде, а все это выработать в самом себе, основываясь уже на авторитетах нашего поколения. Что позволительно нам, а что -нет? Неразделимы такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, а раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. К чему может привести жажда свобода? К проявлению так называемого подросткового кризиса, который у каждого из нас выражается поразному. Плохо, когда этот кризис принимает чрезвычайные проявления, уродливые формы или становится явно нездоровым. Что же делать взрослым, когда ребенку хочется свободы? Как проявлять свои родительские, учительские и прочие воспитательские права по отношению к подросткам, если эти права вообще остаются у взрослых? не ущемлять наши потребности в эмансипации и свободе не допустить хаоса и вседозволенности нельзя тормозить и препятствовать естественному процессу нашего взросления через желания эмансипации и жажду свободы. Развитие человека вспять не повернуть. Кто дает или забирает свободу? - - Во-первых, надежным регулятором в разрешении повседневных проблем, дозволений или запретов могут быть законы: Для родителей – об ответственности за воспитание своих детей. Для подростков – целый свод законов: Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, закон о комендантском часе для несовершеннолетних, законы о запрете продажи табачных и алкогольных изделий лицам, не достигшим 18 лет, и др. Эти законы обязаны соблюдать и взрослые, и мы подростки. Во-вторых, надежными семейными или школьными традициями, если они человечны и не ущемляют достоинство людей. В-третьих, нужно взрослым слушать свое, родительское или учительское сердце, понимая, что полезнее для нас: удовлетворить наше очередное, не очень приятное для нас желание, или отказать нам в этом. Родительская забота и наша свобода Нам нужна забота о нашей безопасности, забота о нашем здоровье, забота о нашем законопослушном поведении и успешной жизненной перспективе. И здесь мы согласны на разумное ограничение своих потребностей. Протестуя, тем не менее, мы остро нуждаемся в контроле над нами со стороны взрослых, в первую очередь, родителей. Родительский контроль над нашей свободой Если такой контроль отсутствует, наша эмансипация приобретает грубую и нелепую форму: мы начинаем вести разгульную жизнь, можем бросить учебу или стать юными бандитами, можем очень ожесточиться, в том числе и против своих близких или начать пить, принимать наркотики, можем вступить в беспорядочные половые связи или заняться проституцией. Но мы - все равно дети! И нас нужно, и притом срочно, спасать! И здесь без помощи специалистов (юристов, врачей и социальных работников) уже не обойтись. Но опять же, это только тогда, когда кризис «выходит из берегов». Нужны ли нам взрослые, чтобы чувствовать себя свободными? Для нас быть контролируемыми и опекаемыми Вами, при всем нашем свободном и эмансипированном сопротивлении – значит быть по-прежнему любимыми и желанными, ощущать надежность и стабильность в своей жизни! Спасибо за внимание!!!

Как же часто мы путаем эти понятия. Я хочу раз и навсегда раскопать между ними огромную яму и дать вам возможность туда заглянуть.

Вседозволенность — отсутствие желания понимать чувства людей. Это когда получают блага за счет других, причиняя им боль. Когда самоутверждаются, унижая. Берут желаемое, шагая «по головам». Вершат судьбы, невзирая на ценности окружающих. Приписывают себе важность «Я лучше, поэтому мне дозволено все».

Никто не лучше и не хуже. Мы все — звенья одной цепи, каждый находится на своём месте и выполняет свою функцию. Какой орган в твоем организме самый важный? Это смешной вопрос, правда?

Сейчас ты понимаешь, насколько абсурдно сравнивать себя с другими и других с собой?
Вседозволенность — коварная дама, именно под ее дудку ты пляшешь, если узнала себя в описании.

Что такое «свобода»?

Свобода — умение чувствовать себя, понимать свои чувства и окружающих. Быть в гармонии с собой. Выбирать лучшее для себя, уважая выбор и пространство других людей. Свобода — это искусное лавирование в океане жизни. Ты стремишься туда, куда хочешь, при этом не задевая других людей (не причиняя им боль). Ты умеешь чувствовать и понимать. Ты не вовлекаешь в свою игру других насильно. Ты просто предлагаешь присоединиться тем, кто готов.

Свобода — это уважение к себе, другим, к самой жизни.

Мы — узники своих внутренних ограничений

Самое страшное наказание для человека — ограничение внешней свободы. Но мы зачастую даже не подозреваем, что являемся узниками собственных внутренних запретов. Они приходят в жизнь незаметно: слова родителей, учителей, окружения, опыт и неумение делать выводы из совершенных ошибок. Виток за витком и вот мы уже в капкане, за толстыми стенами одиночной камеры своих убеждений (читай «заблуждений»).

Когда ты смотришь вперед, а перед носом стена, видишь ли ты горизонт и этот мир таким, какой он есть? Нет, ты видишь только стену.

Так что же мешает тебе свернуть за угол этой конструкции и открыть для себя удивительный мир возможностей и счастливой жизни?! Всего лишь несколько маленьких шагов...

Что мешает нам быть свободными?

Я подскажу, . Страх неопределенности, перемен. Странно звучит? Возможно, но это именно так. Даже когда ты знаешь, что перемены будут к лучшему, ты боишься. Потому что это неизвестность, а она пугает нас с самого детства.

Помнишь, как ты боялась войти в темную комнату? Твое воображение рисовало разные картинки. В неизвестности тебя может ждать все, что ты придумаешь сама. Чтобы перебороть свой страх, с трясущимися коленками, ты шла туда и быстро включала свет. И о чудо! Страх рассеивался, ты начинала видеть реальность такой, какая она есть, без страшных монстров под кроватью.

Что выбрать: свободу или вседозволенность?

Подведем итог: вседозволенность отличается от внутренней свободы тем, что она причиняет боль каждому, кто попадает в поле человека с подобным отношением к жизни. Внутренняя свобода делает тебя бесстрашной, видящей горизонт и мир во всей его красоте. Ты выбираешь, как тебе жить, при этом не задевая чувств близких людей. Ты живешь в гармонии со своими желаниями и эмоциями.

Если посреди ночи тебя разбудить и спросить: «Ты счастливый человек?», твой ответ будет быстрым и уверенным: «Да!».

Просто зайди в свою личную «комнату страхов» и быстренько включай свет. Как это сделать? Я . Возьму тебя за руку, и мы пойдем туда вместе.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, первый заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, исполнительный директор Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации священник Илия Макаров.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Сегодня тема нашей передачи - «Молодежь: свобода и ответственность», это тема Рождественских чтений в 2018 году. Но не только по этой причине мы взяли эту тему, но и потому, что она касается каждого из нас, каждой семьи и всех, кто считает себя православным верующим человеком.

Молодежь, свобода, ответственность. Мне всегда казалось, что есть несовместимые вещи. Я не могу сказать, что молодежь и ответственность - это знакомый всем и правильный термин. Молодежь и свобода - да, конечно; мы понимаем, что именно это сочетание нам больше всего знакомо. А свобода и ответственность - это, наверное, совсем из разряда богословия; во всяком случае, мне так кажется. Но все эти три слова вместе и являются темой Рождественских чтений. Для меня это стало большим изумлением, потому что не казалось мне, что это самая-самая главная тема в сегодняшней жизни Православной Церкви. Почему, на Ваш взгляд, именно так стоит тема?

Я бы сказал так: наконец-то! Потому что когда я тоже услышал эту тему предстоящих Рождественских чтений (а это заранее обсуждается в оргкомитете в Москве), то я порадовался. Потому что это уже давно обсуждается, это бурлит, я бы даже сказал; уже многие вещи мы проговорили, и они для нас стали понятными - казалось бы, что их выносить еще раз на целую международную образовательную конференцию? Но я думаю, что ко времени именно сейчас эту тему озвучить, потому что уже есть багаж, с которым мы выходим на эту конференцию. Что я имею в виду?

Уже случилось так, что сама молодежь не любит, когда ее называют «молодежь». Вот Вы с этим не сталкивались, а я постоянно сталкиваюсь. Когда говорим: «Ну что, молодежь придет», они как-то так реагируют: «Фу». Понимаете, они не любят, когда их называют каким-то термином, это воспринимается как клеймо. Думаю, если бы мы старшее поколение называли «старики» или как-то иначе... Вот эти шаблоны уже не работают, они уже неактуальны; это, во-первых, звучит старомодно, а во-вторых, люди даже обижаются.

Сегодня я процитирую несколько слов из послания апостола Павла, который и о свободе, и об ответственности давно уже нам все сказал. Но как это на практике реализовать? Как это в современном мире проявляется? Сегодня оказалось, что эти два понятия - «свобода» и «ответственность», да еще и в молодежной среде (позволю себе еще одно клише выдать), как никогда нас будоражат.

Какую тему на Рождественских чтениях всегда обсуждают? Или памятную, юбилейную, как, например, в честь святого князя Владимира (несколько лет назад была такая тема), или самую насущную, которую если мы сейчас не обсудим и не решим, то следующий год неизвестно как проведем. А сегодня все говорят о молодежи. Сегодня я даже слышал такие высказывания, что взаимодействие с молодым сообществом - это самое главное направление церковной жизни. И в некоторых Поместных Православных Церквах так и считают, например в Черногории. И я слышал такие высказывания от известных богословов и иерархов даже нашей Церкви. И сразу у меня мысль: хорошо, если наше главное направление сейчас - это молодое поколение, то что, пенсионный возраст может просто в сторонке постоять? Они вообще не имеют права на внимание к себе?..

Поэтому, когда мы ставим такой вопрос: молодежь, какая она, как мы с ней общаемся, что будет дальше с этой молодежью, - то я считаю, что этот вопрос мы должны обсуждать глобально, в комплексе, с точки зрения всего нашего общества. А оно - от малого до старшего, от незаметного до великого. И важно определить место молодого поколения (условно говоря, с семнадцати до двадцати четырех, хотя именно этот возраст сегодня называется поколением Z). Какое место занимает это поколение во всем нашем обществе? Как мы к нему относимся, как мы его воспринимаем? И каким оно себя сегодня готово показать?

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «В нашем современном обществе многие мужчины боятся ответственности, они убегают от ответственности за семью, за женщину. Скажите, пожалуйста, как мужчинам в нашем обществе не бояться брать ответственность на себя за семью, за детей? И второй вопрос: если женщина одна остается с детьми, муж ее оставляет, у нее обида. Как ей справиться с обидой, чтобы не было обиды, чтобы легче было жить, по-христиански?»

Со второго вопроса начну, как не обижаться. Просто не обижаться. Потому что это абсолютно не христианское состояние. Если человек верующий, то он понимает, что с этим чувством нужно обязательно справляться.

Про себя могу сказать: хотя, может быть, священник не должен обижаться, но знаете, как иногда заденет! И вроде мозгами понимаешь, что ты же все на Божью волю отдаешь, ты же не должен сейчас брать и по косточкам всего человека разбирать - где он не прав, где ты его не понял. Себя начинаешь вообще загонять в угол: «Ах ты такой-сякой, разэдакий! Ты же священник! Да как ты мог вообще довести до такого, что вы, например, не поняли друг друга и разошлись?» И ты держишь какую-то мысль нехорошую на этого человека. Вроде бы не ругаешься, но обидой назвать это стесняешься: как так, ты - и обижаешься? Это же так унизительно! А ведь это бывает сплошь и рядом и несколько раз на дню. Как с этим справиться? Тебя убеждает то, как ты правильно понимаешь слово Божие. Когда мы говорим о том, что нужно надеяться на Бога и понимать, что Он реально управляет твоей жизнью, то здесь уже обиды просто не имеют никакого значения, потому что они и тебе сделают плохо, и не исправят ситуацию.

Обида, как правило, пассивна. Это потом она может развиться в месть, не дай бог, но вообще обида - это пассивное отношение. А если мы проявляем активность: идем, выясняем, пытаемся разобраться с ситуацией - это уже активная позиция, и там уже некогда обижаться, просто на это не остается времени, ты просто не замечаешь вот этого внутреннего неприятного чувства, которое в тебе, конечно же, лукавый хочет поселить, потому что должен вывести тебя из равновесия.

Знаете, что мне лично помогает преодолеть обиду? Может быть, этот совет пригодится и другим людям. Просто вспоминать о том, что мы Бога должны благодарить за все, в том числе и за неприятные моменты, потому что они с нами случаются неслучайно. По нашей ли вине или по вине другого человека мы оказались в этой ситуации, но все, что с нами происходит, - это на сто процентов неслучайно, Бог этот процесс контролирует. И нужно просто (даже, может быть, через силу) поблагодарить Его за то, что ты оказался в этой ситуации. Не анализируя ничего, не разбирая ничего, просто остановиться и поблагодарить. Это так помогает преодолеть обиду! Это так помогает найти силы на дальнейшую жизнь! Как бы поменяться, сменить кадр, поменять ситуацию - и дальше уже, правда, и легче становится, и лучше понимаешь, что делать дальше. А дальше уже действовать: действие помогает преодолеть всякие искушения.

Теперь вопрос про мужскую ответственность. Наверное, от меня ждут набора таких советов, что мальчик должен с детства воспитываться в суровой действительности, должен заниматься спортом, должен себя все время держать в тонусе, должен девочкам уступать место, и так далее и так далее. То есть это набор традиционных культурных не стереотипов, а этических правил, которые на самом деле не должны навязываться извне. Можно научить держать вилку в правой руке с детства (или чистить зубы по утрам), - если постоянно об этом говорить, говорить, то ребенок доведет это до автоматизма. До автоматизма довести вежливость невозможно (тем более сегодня, когда мы мыслим не годами и даже не днями, а какими-то мгновениями; в течение дня могут измениться наши статусы и состояния), это должно быть внутренним убеждением.

Если ребенок (потом молодой человек) знает, что он должен держать в здоровье свое тело... А это не только спорт, фитнес и бассейн. Это в том числе и не курить, в том числе и много не пить разных горячительных напитков, потому что это реально испортит здоровье, а значит, через пять-десять лет он будет безвольным существом. Он будет не мужик, он будет просто слабак, потому что уже физически ничего не сможет сделать; он будет просто болтаться из стороны в сторону, на улице увидишь и испугаешься такого человека. То есть он уже начинает понимать, и это становится его убеждением - следить за здоровьем. И во всех остальных вещах так же.

Мы возмущаемся: «Что ж за девушки-то такие сегодня пошли? Какие-то прям совсем не девушки». Да потому что мужики - не мужики. И ведь это процесс взаимный. А так мы можем договориться и до Адама с Евой: кто там первый виноват, кто кому предложил, а кто согласился, несмотря на то что над ним стоит Бог.

Опять же, в Апостоле все четко сказано (читайте Апостол, который звучит на Венчании): муж должен быть главой. И вот если мальчишки с детства научаются быть главными... А это уже мама должна в этом трехлетнем сопляке признавать будущего главу; это пресловутое мужское начало должно воспитываться мамой с детства. И дело не в том, что она его ласкает, - да на здоровье! Мальчишка без маминой ласки - что ж это такое? Как же он потом свою супругу-то будет ласкать, если он даже не знает, что это такое? Хотя много разных психологических моментов современные ученые нам рассказывают - о том, кто кому должен какое внимание уделять, чтобы они выросли правильно ориентированными, любящими и так далее, - я не об этом. Я о том, что должны быть просто нормальные человеческие отношения в семье.

Вот я своей маме благодарен, что она во мне всегда уважала мужчину. И какие бы ошибки ни были у папы (всякое же в жизни бывает), все равно уважение в моих глазах никогда со слов мамы к папе не принижалось. Никогда! И именно это во мне воспитывало ответственность. То есть я, будучи мальчишкой (мне было каких-то шесть лет), знал, что моя воля может маму обидеть. Не то, что я не послушаюсь ее, а то, что, если я сделаю по-своему и это будет неправильно (представляете, как в шесть лет я уже оценивал ситуацию!), то это обидит маму, - и меня вот это раздражало в себе уже тогда. И я считаю, это как раз колоссальный мотиватор к тому, чтобы нести ответственность за свои капризы, за свои желания.

Мама легко поддавалась на мои уговоры. По большому счету, ребенок может уговорить родителей, если очень постарается, но последствия каковы? И вот грамотный родитель дает эти последствия ребенку почувствовать. И потом уже ребенок сидит один на один со своими хотелками и думает: «Ну да, что-то не туда. И родители как-то обижены на меня...» Потому что мои хотелки не сработали: они, во-первых, мне радости особой не принесли, а родителей только ущемили. И вот здесь уже внутреннее борение. Здесь и момент покаяния.

Часто спрашивают, как научить ребенка к семилетнему возрасту каяться. Обычно (я с этим сталкиваюсь) родители дают ему набор грехов: маму, папу не слушался, сестру (брата) обижал...

- Двойку получил.

- «Двойку получил» - это классика жанра. Хотя сейчас я все меньше и меньше слышу это на исповеди, уже потихонечку мы меняем этот набор. Понятно, что это мама сказала, и это неплохо, но лучше, когда он начинает сам анализировать. И в моей практике есть мальчишка, сейчас он уже школьник, а когда ему было три года, он сам захотел прийти на исповедь. Он маму попросил: «Можно ли мне?» И хочу вам сказать, он не просто так стоял, он рассуждал в свои три года! Он начал исповедоваться с трех-четырех лет, и сейчас он деловым парнем растет, очень даже самостоятельным. Вот вам и ответственность. У него это внутреннее побуждение. Откуда оно? От поведения родителей. Дети же все смотрят, анализируют. Не надо недооценивать ребят, они маленькие, но удаленькие, они все впитывают.

Я совсем недавно в храме наблюдал ситуацию, когда мама подвела на исповедь свое чадо и, когда он исповедовался, она стояла и внимательно слушала, что он говорит.

А где же батюшка был в этот момент, что не отстранил ее? Наверное, не обратил внимания.

Я взял на себя смелость сказать этой милой даме, что это делать нельзя, но я видел ее глаза: я понял, что она все время контролирует своего сына. Я понимаю, что это как раз может привести к тому, что ребенок может вырасти совершенно по-другому...

Можно я Вас дополню? Ведь когда происходит становление детской личности, когда он сам себя начинает осмысливать, анализировать? (И дело даже не в том, насколько он из церковной семьи.) Когда он остается один на один. Когда он один на один - это, во-первых, очень страшно. Я не про то, что он дома один, а про то, что страшно, когда тебе не с кем себя сопоставить, не с кем поговорить, не с кем сравнить. Такие моменты есть у маленьких детей, когда они играют и вдруг задумались. Или когда случилось, что он один остался дома на какое-то время, сам себе предоставленный. Я имею в виду ребят, которые уже понимают, что с ними происходит; наверное, лет с пяти начинается уже этот процесс самоанализа. В какой момент они реально себя начинают анализировать, понимать себя как таковых? Когда они остаются одни и когда они ищут своего собеседника. И это делают даже нецерковные дети, не из церковной семьи. Они ищут этого собеседника, они его выдумывают себе. Это не совсем внутренний голос, это не совсем один на один с самим собой - они еще этого не умеют делать; это уже потом, с высоты своего опыта, ты начинаешь сам с собой разговаривать (в здоровом состоянии естественно, ты просто играешь в этот разговор с самим собой). Им нужен собеседник - это кто-то извне. А у человека и у ребенка из верующей семьи это, конечно же, Бог.

Я всегда маленьких детей спрашиваю: «Ты молишься дома?» - «Да». - «Как?» - «Ну, с родителями встаем, молимся». Я родителям советую и детей к этому побуждаю - молиться индивидуально. Он должен у своей кроватки или перед иконами встать один и хотя бы прочитать молитву «Отче наш», все дети ее знают, это уже классика. А еще я им говорю, чтобы молились в течение дня: идешь в школу (если ты уже школьник) или в детский сад тебя ведут, просто обратись к Богу и скажи: «Господи, помоги мне сегодня». Если ты что-то накосячишь, то скажи: «Господи, прости меня, не справился с управлением». Вечером ложишься спать - вспомни, что у тебя хорошего было (может, мама какой-то подарок подготовила или в садике тебя похвалили - вылепил птичку классную из пластилина) и скажи: «Господи, спасибо, что так сегодня у меня произошло». Все время нужно, чтобы ребенок был один на один. Поэтому Ваш пример здесь очень показательный - нужно, чтобы родители оставляли детей один на один с Богом, и это залог того, что они никогда не расстанутся с родителями даже во взрослой жизни.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Свобода, какая понимаю, - это не абстрактное понятие, это выбор человека (того же ребенка или молодого человека). Бог это не ограничивает. Он дал Адаму выбирать, Он не вмешался раньше времени. У меня вопрос: что Вы будете делать, если ребенок выберет не то, что Вам нужно? Как Вы поступите?»

Самое интересное, что мне ничего и не нужно, вот ведь в чем дело. Когда мы детей воспитываем, то (многие родители об этом свидетельствуют) мы скорее наблюдаем за ними, чем повелеваем что-то делать. Воспитание «я знаю, как надо, слушай меня, и всё» - не работает. Я не говорю о том, что не нужно принуждать детей, заставлять что-то делать. Я не говорю, что ребенок должен слушаться, желательно беспрекословно, но с рассудительностью, со своей детской, но уже рассудительностью. Но все-таки когда мы с ребенком - это не совсем на войне. Вот когда он подрастет, с подросткового возраста уже нужно... Неслучайно были все наши игры в пионерию, чуть раньше - в скауты. Ведь эти игры им интересны начиная с подросткового возраста. Я предпочитаю, чтобы дети в двенадцать лет в такие игры играли, а не сексуальность свою уже проявляли и проверяли по полной программе. Понятно, что тут им «в помощь» (в кавычках) к такой жизни Интернет и все, что там доступно, но, как бы ни «пачкали» их сознание с этого мультимедийного экрана, все равно дети хотят играть.

А играть они хотят в реальные отношения. Так вот, лучше, чтобы они играли начиная с подросткового возраста в эти отношения. Например, в моем детстве в войнушку играли; там уже приказы. Та же «Зарница», помните? Тоже классная игра. Если там не командный дух, если там не исполнять правила, то просто самой игры не получится и ты результата не добьешься. А с маленькими детьми вот так, по-приказному, не получается. А что получается? Получается, ты даешь наставление и ему еще нужно немного времени отрефлексировать. Ребенок по-разному это делает: то ли скажет «нет», то ли немножко посопротивляется, то ли покапризничает, то ли сразу сделает, но потом задумается: «Что же я такое сделал?»

Я считаю, однозначно стопроцентно послушный ребенок - это еще не значит, что он ваш будущий единомышленник. А очень хочется, чтобы ребенок вырос именно единомышленником. Поэтому от ребенка ничего особо-то и не ждешь, ты вместе с ним проживаешь его жизнь, вместе с ним ошибаешься, вместе с ним получаешь пятерки в школе. Вот это, я считаю, нормальное детство, когда родители с тобой постоянно. Я считаю, нормальное родительство - это когда ты радуешься пятеркам твоего сына. Не спрашиваешь: «Так, что получил?», чтобы в следующий раз или наказание ему дать, или поощрение. Слушайте, но это как в цирке: перепрыгнул - на тебе сахарок, не перепрыгнул - на тебе плеткой по бедру. Ну что это такое, друзья? Нет, ты вместе с ребенком. Если хотите, это какая-то такая игра, что ли. Но заигрываться тоже не надо. Нет, мы проживаем вместе с ним эту жизнь, поэтому ничего от него не ждешь.

Но если он пошел не туда и есть дурное влияние его друзей, Интернета, здесь уже надо включаться, уже режим тревоги...

- SOS !

Да, и здесь уже нужно брать на себя. Мой любимый пример - два пальца в розетку. Если розетка небезопасная, а ребенок очень хочет узнать, что же там такое, есть, конечно, родители, которые дают возможность попробовать - один раз ударит, потом не будет лезть. Но можно так, знаете ли, заиграться, вот это уже игра, тут можно заиграться, и может ударить по полной. Поэтому так: два сантиметра до розетки, и родитель хоп - и руку быстренько отведет, причем резко и по-волевому. Будет ребенок недоволен или не будет - не имеет значения, родитель сделает это по-волевому, а потом еще хорошенько поговорит с ним, а лучше ущипнет и скажет: «Вот тебе сейчас больно, а будет в сто раз больнее, если ты залезешь в розетку». То есть в какие-то кризисные моменты нужно включиться. А так, вообще, ты просто с ребенком проживаешь эту жизнь. И мы ведь даже не знаем, какими они вырастут.

У меня есть один вопрос, что называется, в тему. У нас очень много, к сожалению, таких примеров, когда мама разрешает ребенку все. То есть ребенок буквально становится таким сатрапом, тираном в доме. Таких примеров тысячи. Более того, я хорошо помню то время, когда жили очень плохо; в особенности мы знаем, когда после войны одинокие женщины воспитывали своих детей, и вдруг стало все появляться, и буквально все-все-все нужно было дать своему ребенку, своему чаду. В результате что выросло, то выросло. Вы ответите на этот вопрос сразу после вопроса телезрителя.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Мощную воспитательную роль советского общества мы отвергли. В современном обществе кто и какую воспитательную роль предлагает, кто ее несет?»

Вот видите, мы начали говорить о молодежи и все равно пришли к детству, к тому моменту, когда воспитание слишком активное, так скажем. То есть с молодежью мы уже беседуем. Кто-то через пиар-технологии не только с ними беседует, а даже их зомбирует, но все-таки если по-нормальному, то с молодежью мы беседуем, убеждаем, там уже другая стихия. А вот с детством - мы очень активно вместе проживаем, сотрудничаем, мы реально воспитываем...

- Помните, «спасибо за наше счастливое детство» - кому…

Да. Политизация и в детстве, и в молодежи. Я обратил внимание, что мы сошли на вопрос воспитания именно детского, начиная говорить о молодежи. Потому что потенциал молодежи закладывается в детстве. Точно так же как рубашку нужно беречь снову, а честь смолоду. Точно так же, когда мы хотим что-то получить в будущем, мы это должны созидать уже здесь и сейчас. И если у нас есть убеждение, что мы живем не одним днем - после нас гори все синим пламенем, - если мы не так живем, не так рассуждаем, то это уже шаг к ответственной жизни. То есть мы ответственны за то, что с нами будет завтра; конечно, с Божьей помощью, но мы уже сегодня созидаем завтра. И вот это реальный момент, хотите, воспитательный или какой угодно, мотивационный, который создает чувство ответственности в молодом человеке.

Я не могу сказать, что наше глобальное молодежное движение, которое было в Советском Союзе, всё со знаком «плюс». Я школьником был еще при этом времени, но, например, в комсомол уже совершенно спокойно мог не вступать, не только по религиозным убеждениям, а потому что уже это было неактуально. Но пионерию еще помню, и с детства меня это очень удручало. Я любил все эти наши детские тусовки, наши игры, «Зарницы» и так далее. Чего мы только не придумывали! Мы сами себе игры придумывали, уходили далеко, надолго. Естественно, мамы, папы беспокоились, ругали нас. Но не такие уж мы разбойники были, типа тимуровцев; такое было у нас в жизни. А вот пионерию как таковую «За дело партии...» и так далее - это меня просто выворачивало, я почему-то всегда это воспринимал как что-то не свое, не родное, не настоящее. И честно говоря, я не удивился, кода это все развалилось.

Но в то же время дух товарищества и так называемого коллективизма прекрасен. Ведь сегодня кто кого товарищем называет? Забыли это слово. А это не советское слово. Вспомните Российскую империю: «товарищ министра». Не зам (первый, второй, третий), не помощник, а товарищ министра. Я думаю, это неслучайно. Хоть и термин многоликий. Вот этот дух товарищества, партнерства (тоже плохое слово), не партнерства, а совместного делания...

- Сотрудничества.

Да, сотрудничества, соработничества; этот дух был в том числе и в политической жизни в дореволюционной России, и это прекрасно. Вот этот дух сотрудничества, соработничества и сотоварищества, конечно, прекрасен. Другое дело, что та идеология, которая его наполняла, развалилась, а следовательно, и форма уже не устояла. Видите, не получилось у нас в старую форму влить новое содержание. Всё по Евангелию: не вливается новое вино в старые мехи. Поэтому и форма нам сегодня нужна иная.

Я не сторонник копирования пионерии, комсомола и так далее. Я считаю, сегодня молодежь может объединяться, и она объединяется очень легко: в сети «ВКонтакте» всех оповестили - они завтра уже на улице. Молодежь мгновенно объединяется, вопрос - вокруг чего? Повод для объединения молодежи сегодня должен быть понятно что духовный - без этого вообще никуда. Вот в советское время духовного не было, поэтому, в том числе, я думаю, все и развалилось. Я не имею в виду церковный, но духовный в своей основе, он должен развивать духовно личность. Во-вторых, повод со знаком «плюс», то есть позитивный. Он может быть не трудовой, не патриотический, даже просто развлекательный, но все равно он должен быть со знаком «плюс».

Если молодежь собирается в музыкальный клуб, то это должна быть не просто тусовка: подрыгались и разбежались, еще выпили что-то непонятное, а наутро больная голова и полное опустошение - нет. Если это музыкальный клуб, пускай они сами созидают эту музыку, пускай они участвуют в музыкальном проекте, пускай они создают красоту, делают что-то созидающее этот музыкальный проект. Я считаю, проектная деятельность - это сегодня самое перспективное направление для того, чтобы молодое поколение занималось чем-то, развивающим их и созидающим, а не просто прожигало эту жизнь.

Все-таки я вернусь к вопросу, который нам задали в нашей группе. Спрашивает об этом Василий (у нас есть такой замечательный человек, который часто нам пишет). Он спрашивает о вседозволенности. В особенности, говорит он, это происходит на улице, и ведь вмешаться в это невозможно. Мы знаем эту картинку: ребенок кричит: «Мама, купи», лежит, дрыгает ногами, и мама в этом случае обязательно: «На, на, на». Начиная с этого и заканчивая, как в фильме «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов говорил: «Я сказал». То есть в любом случае часто получается так, что вседозволенность родителей, в особенности мам, по отношению к своим чадам, в особенности к сыновьям, приводит к каким-то очень странным последствиям. Как с этим бороться, если, например, я, как отец семьи, вдруг увижу это?

- «Все мне позволено, но не все полезно», - говорит нам апостол, и это работает вот уже столько столетий. Вы сейчас задавали этот вопрос, и мне на мгновение показалось, что его можно сравнить с благосостоянием семьи. Что я имею в виду? Мне кажется, что ребенок лучше воспитывается в осознанной ответственности и правильно понимает свою свободу в той семье, где, во-первых, возможностей для его баловства немного (то есть это небогатая семья, но материальный статус - это тоже не главное), но где на примере нехватки возможности для этого баловства ребенка учат справедливому отношению к жизни.

Я считаю, что воспитание (да и к молодому поколению отношение, то есть не только воспитание в семье, но уже и общение наставников с молодежью) должно быть жестким. Что я имею в виду? Оно должно быть справедливым, по справедливости. Если ты чего-то хочешь, то ты должен понимать, какими трудами и средствами это дается. Родители - это не давалки, это не автомат: монетку бросил - и какую-то игрушку тебе автомат принес (или «Сникерс» выпал, или «Фанта» выскочила). Причем эту монетку тебе тоже дали, ты ее не заработал своим непосильным трудом. И это при том, что я против монетизации оценок в школе (благодарности за них в виде материальных поощрений). Ребенок должен понимать, что родители работают и они зарабатывают на то, чтобы он жил вот в таких-то условиях.

Любой каприз за ваши деньги. «Дорогой, когда подрастешь, начнешь зарабатывать...» Я считаю, что это не зазорно - ребенку в семь лет уже рассказывать, как работается, как зарабатывается, на что все это приобретается. И денежки он должен видеть не только для того, что мама дала на мороженое или сходить в кино, а эти деньги как раз для того, чтобы жизнь наша была комфортной, и в этом комфорте мы не свои желания выполняли, а развивались. То есть мы создаем эту жизнь для того, чтобы ты вырос человеком. И уже с самого детства ребенок должен это сознавать. Я считаю, что в небогатой семье родители легче доводят эту идею до своих детей.

Поэтому все многочисленное баловство на самом деле исходит не столько от детей, сколько от родителей. Потому что родителю легче заткнуть рот своему ребенку очередным гаджетом, и вот это неправильно. Капризы детские - как раз от отношений в семье, то есть когда ребенок чувствует, что эти капризы работают. А если жестко, в смысле по справедливости, выстроены отношения в семье, то капризы не работают и ребенок понимает, что это бесполезно. А вот если он сейчас постарается, маме, папе поможет, и у них образуется дополнительное время, и они смогут еще где-то подзаработать ему на поездку в какой-нибудь молодежный лагерь, например, - вот тогда уже его осознание свободы покапризничать перерастет в осознание свободы сделать доброе дело, выбрать добро, а не зло. А тут уже все по Священному Писанию. И тогда ответственность в нем воспитывается автоматически, даже не нужно об этом говорить, он уж с детства ее просто впитает в себя.

Вопрос телезрителя Евгения: «Сейчас молодежь не хочет испытывать каких-либо зависимостей и хочет жить свободно. В связи с этим такой вопрос: ввиду того, что молодежь хочет найти смысл жизни, часто ли она приходит в Церковь? Или раньше молодежь приходила в Церковь намного чаще, чем сейчас?»

Да, соглашусь с Евгением, что сегодня молодой человек приходит в храм именно за смыслом жизни. Если раньше (еще в моем подростковом возрасте я с этим сталкивался) в Церковь больше приходили, чтобы от проблем быть подальше, то есть очень конкретный был подход, то сейчас - именно за смыслом жизни. А это не совсем конкретно, но это основательно. То есть решить проблемы - это легко, а найти смысл жизни - это трудно.

И я рад тому, что сегодня молодежь более думающая, чем, может быть, было в моей молодости. Мы как-то на автомате жили, хотя уже 90-е тогда начались и вся эта ерунда, но мы все равно еще на том автомате, на прошлом опыте наших родителей жили. А сегодня у нынешних двадцатилетних, например, уже нет этого опыта, опыт их родителей - это 90-е годы, когда все очень зыбко. И я думаю, что сегодня молодежь более самостоятельна. Да, она все еще ищет не того, что ей пригодится на всю жизнь, тем более пригодится в вечности, но она все равно задает вопросы очень взрослые. Я преподаю таким ребятам в Духовной академии, я общаюсь и со светскими ребятами или мне церковные ребята рассказывают, как они со светскими об этом говорят. То есть в восемнадцать лет сегодня молодой человек такие вещи выдает в своих рассуждениях, к которым я, например, пришел в тридцать пять. Время сказывается и быстрая смена поколений. Если раньше поколением считалось двадцать пять лет, то сейчас через десять лет уже вообще все по-другому, просто другие головы, другие чувства.

Телезритель Евгений начал свой вопрос с того, что молодежь боится ошибиться, боится в этом плане ответственности, она не хочет брать на себя эту ответственность, потому что есть какой-то страх. Так вот, именно приходя в храм за смыслом жизни и ища этот смысл жизни, молодежь тем самым и преодолевает свой страх. Я даже думаю, что молодые люди, сами того не замечая, делают то, что им необходимо делать, чтобы минус заменить на плюс. То есть поиск смысла жизни - однозначно плюс, страх - это минус. Так вот, именно поиском смысла жизни они преодолевают свой страх, значит, минус заменяют на плюс, и это здорово.

Другое дело, что сегодня в молодой среде есть дезориентация, сегодня кто только что им не говорит. Казалось бы, они отрицают авторитеты. С другой стороны, как можно отрицать авторитет родителей, педагогов и тупо вестись (извините за молодежный сленг) на какой-то пост, на какой-то паблик в соцсети, в котором тебе просто промывают мозги. Ты смотришь (еще и картинку-то грамотную сделали, которая реально воздействует на зрение, еще и музычку такую поставили, которая тебе твою барабанную перепонку теребит), ты просто завис на две-три минуты этого ролика, и потом думаешь: «Да, действительно же это так».

Мой совет Евгению. Почаще то, чем вы увлекаетесь, давайте посмотреть людям со стороны: родителям, каким-то взрослым товарищам, которые вас лет на десять минимум постарше, а если на двадцать - еще лучше. Разница в двадцать лет - это уже поколение, это уже твои родители могут быть. Они со стороны по-другому оценят этот ролик, и вы тогда уже сделаете вывод: стоит ли ему доверять.

Мой хороший друг, который занимается очень серьезными вещами в церковной жизни (он не священник, но для Церкви делает очень много), всегда, что бы он ни придумал, что бы он ни сделал, начиная от дизайна визитной карточки до какой-то глобальной идеи, которую он сможет реализовать (если возьмется за нее) через несколько лет, - всегда это проговаривает со своими друзьями, родными, с опытными людьми. Например, если вопрос касается каких-то вещественных дел, он спрашивает своего знакомого профессора физико-математических наук. То есть всегда нужен взгляд со стороны, и это работает, как бы мы ни были убеждены: «О! Я придумал! Это круто!» Не критиканы нужны и не как в знаменитой басне, когда тебе насоветовали такого, что у тебя потом в голове просто вермишель вместо мозгов; нет. Если ты внушаемый, тогда ты спрашивай того, кому доверяешь на сто процентов, а не у всех подряд. Но это, мне кажется, человек сам может определить. Именно нужен взгляд со стороны, чтобы немножко себя отрезвить. То есть хорошая критика всегда к месту.

Вопрос очень простой. Долгое время мы считали, что Церковь существует для того, чтобы... вещь в себе, прямо так скажу. Мы говорим: «Человек не вошел в церковную ограду», причем мы говорим так, что человек должен был войти, но не вошел. И церковная ограда воспринимается нами как ограда вокруг, причем это ограда от кого-то. Я знаю о том, что сейчас Церковь направлена на людей; если этого нет, то в принципе получается, что наша вера без дел получается какой-то не такой. В этом случае каким образом Церковь должна (именно можно употребить слово «должна») говорить с молодежью?

Церковь всегда на самом деле направлена на людей, она всегда ищет язык (языковой контекст, смысловой контекст) современности.

- То есть «хай пипл»? Или как?

А это уже формы, о которых мы сегодня говорили. И для правильного содержания нужна правильная форма, и только в определенные формы можно влить определенное содержание; никак иначе. Занимаясь музыкой, я просто в этом убеждаюсь постоянно и постоянно - что невозможно в абы какую форму заложить свой величайший смысл. Если смысл есть в твоем произведении, он обязательно обретет нужную форму, чтобы это не опошлилось. И вот эта связь формы и содержания - очень жесткая, одно без другого не работает.

И в духовной жизни то же самое: не может душа сама по себе летать и созидать благо, она через тело работает, через это вроде бы еще инертное, но тело. И в то же время тело, совершая деяния, без которых невозможно Богу служить, вдохновляется позывами своей души, этими благородными намерениями. И только в этом единстве человек являет себя как человек в этом мире.

И когда мы пытаемся реализовать свой человеческий потенциал в этой жизни, то мы, конечно же, сами себе должны задавать вопрос: кто мы, откуда и зачем. И Церковь не то чтобы разговаривает с молодежью как-то особенно. Вот мы начали с того, что сегодня нас всех призывают заняться молодежью. Знаете, что меня прямо передергивает? - «отдел по работе с молодежью». Мне просто хочется посмотреть на эту работу с молодежью. И сама молодежь поэтому не любит, когда ее называют так - молодежью. Это просто люди, они просто молодые, у них есть возможности, потенциал, у них есть желания, вопросы, намерения, устремления. И скорее не Церковь с ними разговаривает на каком-то особенном молодежном языке, а, может быть, она еще шире открывает свои врата для тех вопросов, которые ей готово задать молодое поколение. А оно реально задает вопросы. И если священник не боится приходить в молодежную светскую аудиторию - сначала над ним посмеются, потом неприлично пошутят раз, два, а на третий раз подойдут и зададут самый сокровенный вопрос, который их реально мучит. И этот вопрос будет напрямую связан с небом. Потому что есть у каждого человека вопросы, которые не решаются земным измерением. И вот это тот момент, когда Церковь должна быть рядом. Если мы рядом в момент задавания этого вопроса не оказываемся (в лице священника, катехизатора или просто молодого верующего человека), тогда плохо, тогда мы недорабатываем.

Я, конечно, понимаю, что мы можем еще один час посвятить проблеме церковнославянского языка или языка СМС. Еще мы можем говорить и о миссионерской литургии...

А я вам рассказывал, что у меня есть человек, который на церковнославянском пишет СМС? Гражданским шрифтом. Это что-то вообще!

- Ему лет сто, я так понимаю.

Нет, он просто преподаватель церковнославянского языка.

- По поводу поколения Z ... На сайте одного из наших известнейших храмов перед названием храма стоит буква «Z». Я никак не мог понять - почему. Теперь я понимаю направление работы этого собора.

Это для своих, кто в курсе... Спасибо за разговор. Я еще какие-то цитаты умные принес, а они сегодня не нужны, потому что мы в таком обычном диалоге сегодня поговорили о главном.

- Прошу Вас благословить наших телезрителей.

Я от всей души желаю Божьего благословения всем телезрителям канала «Союз».

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

ПРАВОВАЯ БЕСЕДА
«Есть ли границы у свободы?»
Цель. Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу»
1. Приветствие.
2. Проверка того, как дети слышат учителя.
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу от
порабощения, от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым.
Кажется, что взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания».
Что бы вы стали делать?
Каким человеком вы бы себя почувствовали?
Вопреки всем правилам поведения вы учинили бы полный хаос?
Вы почувствовали бы себя свободными, почти взрослыми?
А что значит быть взрослым? (не зависеть ни от кого?, или наоборот – стать
полностью ответственным за свои поступки, за жизнь и благополучие близких вам
людям?).
5. Есть разные мнения, что такое свобода.
Я приведу лишь некоторые из них.
Свобода – это возможность делать все, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого­то.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это вседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Какое мнение вы поддерживаете?
6. Давайте порассуждаем.
Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что
полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий
и поступков, то всегда имеются пределы.
Что же ограничивает нашу свободу?
Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается
на кончике твоего носа».
Как вы это понимаете?
Если я начну размахивать руками дальше твоего носа, то я уже нарушу твое право
на личную неприкосновенность, я начну тебя бить. Я совершу правонарушение и
соответственно понесу за это ответственность.
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же
свободу другому человеку.

7. В истории человечества есть очень важный документ «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».
Этот документ был принят во Франции в 1789 г.

Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в
возможности делать все, что не приносит вреда другому».
Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь
те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же
самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.
Юристы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Мы вчера с вами говорили о неразрывной связи понятий «права», «обязанности»,
«ответственность».
8. В обществе существуют
моральные нормы,
правила этикета и поведения,
здорового образа жизни.
А любое правило, общественная норма – это ограничение.
Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества
придумали эти ограничения?
Рассмотрим несколько примеров запретов и определим, чью свободу запреты
ограничивают, чьи права защищают.
1. Запрет курить в общественных местах.
2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
3. Запрет купаться в неположенном месте.
4. Ограничение скорости движения автомобиля.
5. Запрет играть на проезжей части дороги.
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от
поступков, наносящих кому­то вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов
общества.
9. В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы
человека и гражданина. (Учитель раздает воздушные шарики, к ниточкам которых
привязаны листочки с названием свободы).
Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22).
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27).
Свобода совести, вероисповедания (статья 28).
Свобода мысли и слова (статья 29).
Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31).
Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32).
Труд свободен.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
профессию (статья 37).
Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями
культуры (статья 44).
Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и
шарик, нуждается в бережном отношении.

Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не
должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.
10. Давайте еще раз вернемся к разным мнениям о том, что такое «свобода» и какое
из них вы поддерживаете.
Наиболее правильным я считаю определение «Свобода – это возможность
выбора».
Вся жизнь человека состоит из выборов – от младенчества и до последних дней:
­ делиться ли игрушкой в песочнице,
­ признаться ли в том, что именно ты сломал дверь в классе,
­ извиниться ли незаслуженно причиненную обиду,
­ с кем дружить,
­ заниматься спортом, или ходить в танцевальный кружок,
­ какой профессии обучаться,
­ где работать,
­ на ком жениться,
­ как воспитывать детей?
И от того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет ли он
хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным человеком, или
будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет всю жизнь уклоняться от
своих обязанностей заботиться о своей семье.
Государство предоставляет вам много прав, с помощью которых вы можете
построить свою успешную жизнь.
Но успешность ее зависит от ваших выборов.
Например, вы имеете право на образование
­ обязательно должны получить общее среднее образование,
­ имеете право получить полное среднее образование,
­ начальное профессиональное,
­ среднее профессиональное,
­ высшее профессиональное.
Но вы сами делаете свой выбор, как вам учиться и какие соответственно иметь
результаты. (Примеры разобрать).
Вы сами определяете, как строить свои отношения с окружающими и
соответственный будет результат.
Учитель, воспитатель объясняет вам, учит вас тому, что понадобится вам в жизни,
учит отношениям, которые помогут вам стать успешными. Если вы сделаете выбор и не
захотите принять добрые советы старших людей, вы собственными руками разрушите
свою жизнь.
От того, какие выборы делает человек, формируется его личность, будет
ли он хорошим человеком, или вырастет мерзавцем, будет ли он успешным
человеком, или будет тунеядцем, будет ли он хорошим родителем, или будет
всю жизнь уклоняться от своих обязанностей заботиться о своей семье.
«Всякое существование – это сосуществование»
(древняя мудрость)

Мы все разные люди, с разными привычками, взглядами и т.п., и все же необходимо
учиться строить отношения, учиться договариваться между собой.
Не кулаками, не оскорблениями, а именно договариваться.
Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда
они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам живут.
Сегодня мы уже говорили с вами об этом.
Какие правила мы могли бы определить, например, для нашей группы?
Правила, которые коснулись бы различных сторон жизни в школе:
­ взаимоотношений между учащимися,
­ между учащимися и учителями, безопасности в классе и в школе.
­ поведения на перемене,
­ совместного проведения досуга и т. п.
Примерные правила для учащихся:
1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
2. Уважать права и считаться с интересами других людей.
3. Не подвергать опасности жизнь и здоровье свое и окружающих.
4. Заниматься в меру своих способностей.
5. Принимать активное участие в жизни коллектива.
6. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не
оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
8. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
9. Не опаздывать на урок.
10. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешение учителя или
воспитателя.
(Ведется обсуждение каждого правила и принимается голосованием).
Давайте вместе определим последствия нарушения принятых нами правил.
1. Нарушил правило – объясни причину.
2. Напоминание.
3. Порицание.
4. Извинение.
5. Возмещение ущерба.
6. Обсуждение поступка всей группой.
7. Обсуждение на Совете профилактики.
8. Встреча с директором.
Контроль за соблюдением правил.
Один раз в неделю собираться на Совет группы и обсуждать выполнение правил
каждым учащимся.

Свобода – это отсутствие
стеснений, ограничений
Свобода – это
вседозволенность
Свобода – это
возможность
выбора

«Моя свобода
размахивать руками
заканчивается на
кончике твоего носа»
«Свобода состоит в
возможности делать
все, что не приносит
вреда другому».
(Декларация прав человека и гражданина)

«Разрешено все, что не
запрещено законом».
Запрет курить в
общественных местах
Запрет пропускать
школу без уважительной
причины
Запрет купаться в
неположенном месте

Ограничение скорости
движения автомобиля
Запрет играть на
проезжей части дороги
Право на
свободу и личную
неприкосновенность
(статья 22)
Свобода
передвижения,

выбора места
пребывания
и жительства
(статья 27)
Свобода
совести,
вероисповедания
(статья 28)
Свобода мысли
и слова (статья 29)
Свобода мирных

собраний, митингов,
демонстраций
(статья 31)
Свобода
участвовать
в управлении делами
государства
(статья 32)
Труд свободен.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то