Конспект занятия для ребенка с ффн. Логопедическое занятие для детей с ффн. Дидактическая игра «Речевой кубик»

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Конспект подгруппового занятия для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием мультимедийных игр и развивающего коврика.

Тема: « Приключения Черепашки и Поросёнка. Автоматизация звуков [Р]-[Р’] в словах, предложениях, связной речи ».

Логопед: Боярская Наталия Валентиновна

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение артикуляционного уклада звуков [Р]-[Р’], их характе- ристика по твердости - мягкости, глухости-звонкости, дифференциация звуков в словах (на слух и в произношении), в предложениях и связной речи. Упражнение в умении определять место звуков [Р]-[Р’] в слове (начало, середина, конец слова). Совершенствование грамматического строя речи и навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение активного и пассивного словаря. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения. Работа над плавностью и выразительностью речи.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительное восприятие, фонематического

слуха, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения. Работа над плавностью и выразительностью речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих.
Воспитывать умение работать в команде,
создавать положительный эмоциональный настрой.
Формировать коммуникативные навыки и желание помочь.

Оборудование: зеркало на подставке (2 шт), предметные картинки, схемы звуков, картинки-сигналы, дидактическая игра «Самолётики», дидактическая игра «Выставка рисунков», дидактическая игра «Ребусы», панно букв (2 шт), развивающий коврик «День рождения Чебурашки», конверт с заданиями, компьютер, сборник мультимедийных игр.

Ход занятия.

1 Логопед: -Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас я предлагаю вспомнить наш девиз:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

1 ребёнок: Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

2 ребёнок: Так правильно и внятно,

Что будет всем понятно!

Сюрпризный момент.

Логопед: - Мы получили электронное письмо от ребят из города

Астаны. Они хотят с нами подружиться и прислали

интересные задания. Как вы думаете, мы с ними справимся?

Дети: -Да!

ЗАДАНИЕ №1

а) артикуляционная гимнастика в сопровождении видео по

компьютеру

Логопед: Ребята прислали нам видео, на которых показывают

гимнастику для язычка. Давай посмотрим и определим какие

это упражнения, и постараемся их правильно выполнить!

Упражнение «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам-

Тянем губы прямо к ушкам.

Улыбнулись губки,

Вот и наши зубки!

Упражнение «Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости.

Цокай громче язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

Упражнение «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляй-ка кузовок!

Упражнение «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки,

Поиграем на гармошке.

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем!

ЗАДАНИЕ №2

б) пальчиковая гимнастика (фотография на компьютере)

«Десять пальцев у меня»

Десять пальцев у меня - это дружная семья.

Всё умеют делать пальцы - это радость для меня.

Я могу их растопырить и могу их крепко сжать,

Я могу сложить их вместе, а потом открыть опять.

Мои пальцы, словно птицы, вдруг решили полетать.

Полетали, покружились, поспешили отдыхать.

(выполняем соответствующие движения пальцами рук)

ЗАДАНИЕ №3

Логопед: - Ребята из Астаны прислали нам загадки, послушайте их и

постарайтесь отгадать!

Хвостик розовый крючком,

Носик –круглый, пятачком,

Не щенок я, не телёнок,

А чумазый... (поросёнок)- показ картинки.

- Послушайте, как я произнесу это слово и скажите, какой

- Что является символом звука [Р]? (Синий самолёт)

Логопед: - Отгадайте следующую загадку:

Всем известный тихоход,

По делам своим ползёт,

В панцирь прячется от страха

Долгожитель... (черепаха)

- Послушайте, как звучит слово чеРепаха, какой звук я

выделяю звук [Р’], что является символом этого звука?

(зелёный самолёт), дайте характеристику этому звуку.

Дети: Рассказывают и показывают артикуляционный уклад звуков,

дают характеристику звуку [Р] (твердый согласный,

звонкий)- по схеме, также показывают и рассказывают

артикуляционный уклад звука [Р’] (мягкий согласный,

звонкий)- выполняют с помощью схем и фишек.

Логопед сообщает тему занятия. Сегодня на занятии мы с вами

будем правильно произносить в речи звуки [Р], [Р’]

ЗАДАНИЕ №4 Упражнение в произношении, чтении слогов,

дифференциация звуков [Р], [Р’] в словах.

Логопед: - Нам ребята прислали задание, они предлагают прочитать слоги, напечатанные на облаках, над которыми летят самолёты. (дети по очереди читают слоговые дорожки, напечатанные на облаках)

ра-ро-ру-ры ря-ре-рю-ри

Логопед:- Почему у вас самолёты разного цвета? (синий и зелёный)

Дети: - Синий самолёт летит над облаками, где слышим в слогах

твёрдый звук [Р], а зелёный самолёт там, где мы слышим в

слогах мягкий звук [Р’].

ЗАДАНИЕ №5 Коррекционное задание: Мультимедийная игра

«Раскрась картинки» (использование ИКТ - технологий)

Логопед: - Ребята из Астаны прислали новую компьютерную игру,

которая поможет улучшить ваше зрение. Поиграем?

ЗАДАНИЕ №6

Логопед: - Ребята прислали нам игру «Выставка рисунков»

Черепаха и поросёнок очень любят рисовать и решили

сделать выставку рисунков.

Черепаха нарисовала предметы,

в названии которых есть звук [Р’], а поросёнок те, в

которых есть звук [Р]. Но подул волшебный ветер и всё

перепутал. Давайте с вами поможем им сделать выставку

рисунков (дети делает выставку рисунков и

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЛОГОПУНКТ)

ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]

ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Продолжать учить различать неречевые звуки;

Подготавливать к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно- временных представлений;

Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];

Формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И];

Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);

Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

Работать над навыками речевого дыхания; развития мелкой моторики (самомассаж);

Учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже, употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины дорожки».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.

  • Приветствие
  • Разучивание рифмовки для концентрации внимания.

2. Развитие слухового внимания.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ ».

Логопед насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречиху, чечевицу и фасоль. Дети (покупатели) просят продать им какую-нибудь крупу. Логопед (продавец) предлагает детям выбрать нужную крупу по звуку (дети трясут банку и угадывают по характерному звуку, что это за крупа).

3. Уточнение пространственно-временных представлений.

Дидактическое упражнение «Перед - между - после» .

Логопед называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

4. Объявление темы и цели занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам! Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.

Демонстрация домика гласных.

А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?

А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

  • Логопед произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира .

Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.

Повторить вместе с детьми артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

  • Дидактическое упражнение « Разговор через стекло ».

Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой - звук [У].

Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед (например, «трубочка-улыбка» - УИ), АИУ, УИА.

  • Логопед просит детей послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АУОИ, ИОАУ...
  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

  • Дидактическое упражнение « Найди звук » .

Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя индивидуальные карточки «Улиткины дорожки»

[ А ]: Ася, юла, шарик; [ О ]: ослик, домик, лото; [ У ]: Уля, пишу, кукла; [ И ]: Ира, мишка, мячи.

4. Динамическая пауза.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.

Топор нашли, - Остановился.

Дрова рубили - Ноги - на ширине плеч, руки - в «замок»-

Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.

  • Пальчиковая гимнастика.

Упражнение « Большая стирка ».

Буду маме помогать, буду сам белье стирать: (трем кулачками друг о друга )

Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке )

Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга )

Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево )

И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть )

  • Массаж рук мячиками.

Упражнение «Солнышко».

5. Закрепление полученных знаний.

  • Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ.

Выкладывание схем из красных квадратов; чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание.

  • Гимнастика для глаз.

Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А , О , У , И , дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.

6. Дыхательное упражнение .

  • Упражнение 1 « Собачки».

Выполнение пары «быстрых вдохов».

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Исходное положение : стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

7. Лексико-грамматические упражнения по теме «Игрушки».

Логопед: Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.

Игра « Опиши свою игрушку »

  • Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)

Мишка – какой? - …(коричневый, маленький, плюшевый, мягкий, …)

Собачка – какая? …(серая, большая, лохматая, пушистая, …)

Кукла – какая? - …(красивая, большая, нарядная, …)

Ведро – какое? - …(зеленое, маленькое, железное, …)

  • «Закончить предложение».

У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая …(куколка).

У Алеши есть большая машина, а у Игоря маленькая …(машинка).

Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую …(пирамидку).

В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький …(мячик).

8. Физкультминутка-логоритмика

Импровизация движений. Дети выполняют движения в такт стихотворения

Гласные звуки,

Подними вверх руки.

А потом их опусти,

Красным цветом обведи:

А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки ).

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед спрашивает: Домик, каких звуков мы посетили? Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Подсчет фишек и поощрение.

Комарова С.В.

Учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61, дер.Таширово., Наро-Фоминского района., Московской области.


Егоршина И.Н., учитель-логопед.

Цель: Закрепление произношения и различение звуков [л ] –

1) Четкое произнесение звуков [Л] – [Л’].

2) Совершенствования умения давать характеристику согласным звукам.

3) Развитие фонематического восприятия.

4) Активизация мыслительной деятельности (внимание, долговременной памяти).

5) Употребление предложений с однородными членами.

6) Воспитание навыков коллективной работы.

Оборудование: 1)магнитная доска; 2)указка 3) зеркало 4) демонстрационный материал: предметные картинки, картонные куклы

5) Раздаточный материал: карточки поделённые на 3 части, фишки (зелёного и синего цвета)

Речевой материал: [Л] – [Л’]. звуки; слова, предложения.

План занятия.

. Организационный момент. . Изучение нового материала

а) Знакомство со звуками [Л] – [Л’].

б) Характеристика звуков

в) Определение места звука

. . Физкультминутка. Закрепление изученного материала

а) Определение места звука [Л’] в слове

. Итог занятия.

Ход занятия.

1) Организационный момент.

Л: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Надеюсь сегодня на занятии, вы будите себя хорошо вести, будите стараться. Сядьте ровненько, спинки выпрямите.

Л: Дети сегодня к нам в гости пришли девочка Лола и мальчик Лёша. И принесли с собой вот такой волшебный мешочек. В котором находятся не большие стишки для вас. Но, пока они искали ваш садик, некоторые слова из стишков потерялись. Давайте поможем Лоле и Лёше вернуть слова на своё место.

Л: Вы хотите помочь девочкам?

Л: Ну тогда начнём!

Л: Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе…

Д: Лопатой

Л: На скамейке у ворот

Лена горько слёзы …

Л: Подготовлен самолёт

Он отправился в …

Л: Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …

Л: У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …

Л: Молодчина эта Лина

Лепит всё из пластилина.

Л: Крошка-сын к отцу пришёл

И спросила кроха

Что такое…

Л: Лейся дождь, весёлый

Мы с тобою дружим

Хорошо нам бегать

Босиком по …

Л: Молодцы! Вы очень помогли Лоле и Лёше! И им очень понравилось у вас в гостях! Можно они останутся с вами до конца занятия?

. Изучение нового материала

Л: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [л ] – [ л’]

Л: А давайте с вами вспомним, чем звук отличается от буквы?

Д: Тем, что букву мы пишем и читаем, а звук мы произносим.

Л.: Давайте возьмём зеркала и произнесём звук [ Л ].

(Дети берут в руки зеркала и произносят звук, наблюдая за движениями органов артикуляции).

Л.: А теперь звук - [ Л’ ].

Л.: Ребята, какие это звуки?

Д.: Согласные.

Л.: Какая преграда?

Д.: Зубы, язык.

Л.: Кто может сказать три слова о звуке [ Л ]?

Д.: Согласный, звонкий, твёрдый.

Л.: А кто может сказать три слова о звуке [ Л’ ]?

Д.: Согласный, звонкий, мягкий.

Л.: А чем звук [ Л ] отличается от звука [ Л’ ]?

Д.: Тем, что [ Л ] – твёрдый, а [ Л’ ] – мягкий.

Л.: Совершенно верно. Молодцы, ребята.

Л.: Сейчас мы с вами возьмём карточки, поделённые на три части. Я буду вам показывать картинки, а вы будете говорить: что на них изображено; находить звук [ Л ] и класть квадратик на нужное место. Но для начала, давайте вспомним: каким цветом обозначается согласный звук?

Д.: Синим.

. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Руки на бок мы поставим,

Влево, вправо повернулись,

Наклонились, потянулись.

Руки вверх, руки вбок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку!

Молодцы мои детишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой, вот так.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

(Дети повторяют движения, которые показывает логопед.)

Л: А сейчас мы с вами продолжим находить место звука в слове.

Л: Теперь мы будем искать в словах звук [л’]

(Логопед показывает картинки, а дети называют, что на них изображено, и где находится звук [л’])

Л: Молодцы вы так хорошо работаете!

Л: Отложим карточки в сторону! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались!

Л: С какими звуками мы познакомились?

Д: Со звуками [л] - [л’]

Л: Что вы узнали сегодня нового?

Л: Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались!

Все очень старались! Лоле с Лёше тоже очень понравилось, как вы работаете! И мы с ними посоветовались и решили наградить вас всех медалями!

(Логопед одевает медали детям на шею)

Л: Всё наше занятие подходит к концу! Я очень рада была вас видеть! До свидания!

Оксана Коновалова
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Тема : «Место звука в слове» . «В гости к нам пришёл Мишка»

Цель : формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи : Образовательно-коррекционные :

1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш];

2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец) ;

3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные : 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво;

2)воспитывать умение слушать речь другого;

3) воспитывать у детей активность на занятии .

Оборудование : посылка, конверт с письмом, игрушки : мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.

Ход занятия Коррекционная задача Общеразвивающие задачи по ФГОС ДО

1. Орг момент.

Ребята, давайте начнём нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется) .

Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?

Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.

Ребята в письме загадка. Слушаем.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто это? (Медведь)

Правильно угадали, молодцы!

Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка : плюшевый Мишка (Мишутка) .

Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?

-Слушайте : Мишка, плюшевый, мишутка.

Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

А Мишутка нам будет помогать.

Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!

Настроить детей на совместную работу

Развивать связную речь Настроить на положительное отношение к окружающему миру, на взаимодействие со сверстниками.

Развивать способность выражать свои мысли, грамотно строить речевое высказывание

2. Артикуляционная гимнастика

Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка. Накажем непослушный язычок

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произнеси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счёт её держи

До пяти…до десяти

На качелях я качаюсь :

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык широкий положи,

Его края приподними,

Получилась чашечка.

Подержи её немножко.

Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру Развивать способность контролировать и управлять своими движениями. Развивать воображение.

3. Артикуляция звука [ш].

Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так :

Губы округлены

Язык приподнимаем в форме чашечки

Струя идёт тёплая

Это звук [ш].

Давайте произнесём этот звук.

Укрепить дыхательную мускулатуру

Уточнить правильный артикуляционный образ звука. Формировать правильное речевое дыхание. Закреплять уверенность в себе

4. Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится)

А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы) .

Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

5. Игра «Поймай звук»

Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].

Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и назовём это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Мишке очень понравилось с вами играть.

Развивать слуховое внимание, расширять тематический словарь. Повышать активность, накапливать знания об окружающем мире. Развивать способность принимать собственные решения

6. Мишка приглашает на физминутку

Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, (шагают)

Раз, два, раз, раз, два.

По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам

В ямку бух! (сели)

Вышли из ямки (встали)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Совершенствовать координацию речи с движениями Развивать крупную моторику, двигательную активность детей . Повышать интерес к занятиям .

7. Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.

Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек» .

Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.

Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

Называем игрушки и берём их с собой за стол.

Развитие связной речи Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

8. На доске появляется поезд.

Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно

Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд» . Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце - будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.

Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!

Формировать навыки фонематического анализа и синтеза . Закрепить зрительный образ буквы Содвигаем ребёнка к проявлению самостоятельности, положительному настрою к окружающему миру. Способствовать выделять звук в слове.

9. Развитие мелкой моторики

За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.

Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.

Давайте раскрасим наши картинки!

Развивать графо –моторные навыки, ориентировку в пространстве. Развивать мелкую моторику, самостоятельность, уверенность в собственных силах

10. Итог занятия !

Что нового узнали, что вам особенно запомнилось?

Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес к занятиям .

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи». Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «8 марта мамин день. Женские профессии» Цель: Дать детям представление,.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия - почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на не речевых звуках. Задачи: Коррекционно-образовательная: формировать слуховое внимание.

Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения» Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Разделы: Начальная школа

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

    Капают капли дождя,
    В ладошку поймаю их я.
    Какие из них попросить
    Помочь слова оживить?

  4. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
  5. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
  6. Дидактическая игра «Распутай слова».

    Вот так горе! Вот беда!
    Как запутались слова!
    Все они из трёх слогов
    Кто помочь словам готов?

    /БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

  7. Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

    машина, лисица, народ – МАЛИНА.
    ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
    колос, рота, ваза – КОРОВА

  8. Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
  2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
    МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
  3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
    КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
  4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  5. Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  6. Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  7. Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  8. Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов

Развитие фонематического анализа и синтеза.

  • Выделение звука на фоне слова.

Предлагаются следующие задания:

  1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
  2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
  3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
  4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
  5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А. На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.
  6. Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  7. При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
  • Выделение первого и последнего звука в слове.

Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

  1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
  2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    - Где ты живёшь? (в городе)
    - Где твоя машина? (в гараже)
    - На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    - Где остановились гости? (в гостинице)
    - Где напечатана статья? (в газете)
    - В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

  3. Д/у «Весёлые звуки».

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….(злился).

  4. По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  5. Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  6. Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  7. Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  8. Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
  • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
  1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
  2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
  3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
  4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
  5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
  6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
  7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).
    К
    К-К
    К-К-К
    К-К-К-К
    К-К-К-К-К

Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

1 - этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
  2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
  5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
  6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
  7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
  8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
  9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
  10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

  1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
  2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
  3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
    ПА- ПАР
    ПА- ПАРЫ
    ПА- ПАРАД
    ПА- ПАРУСА
    КО--КОТ
    КО--КОЗЫ
    КО--КОШКА
    КО-КОРОВА
  5. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  6. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  7. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  8. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  9. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  10. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  11. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
  • Развитие фонематического восприятия

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
  • Формирование умения определять наличие звука в слое.
  • Определение звука в слове.
  • Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1 .)

Список литературы:

1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то