Анна Молодцова

Читайте также другие статьи автора:

Заброшенные храмы Тульской области





На свете много удивительных стран. Пожалуй, одно из лидирующих мест по праву занимает Италия. О ней можно говорить практически бесконечно: богатая история, мягкий климат, великие города. И, конечно же, изысканная архитектура. В этой статье мы отправимся в путешествие в Венецию.

   IMG_0435а.JPG


Прогулка по улочкам Венеции

Венеция – это, как известно, «город на воде». Дома здесь теснятся друг к другу, как будто стараются не свалиться в многочисленные каналы. Улицы настолько узкие, что человек, идущий по ним, может раскинуть в стороны руки и коснуться противоположных стен. А высоко вверху видно лишь тонкую полоску неба.

Соответственно, заблудиться здесь ничего не стоит. Жилые здания удивительно похожи между собой. Итальянцы невероятно педантично относятся к сохранению архитектурного облика своего города. Например, у них существует закон, который запрещает красить оконные ставни в цвет, отличный от серого или зеленого. Причем ставни – практически необходимый атрибут любого дома Венеции. Это скорее необходимость, чем элемент декора: каждый день по улицам города течет поток из тысяч туристов, которые шумно делятся друг с другом восторженными впечатлениями о путешествии. Не считая многочисленных торговцев-зазывал, которые стараются как можно громче разрекламировать товар.

IMG_0555.JPG

 

О гондолах и не только

Не менее громко и призывно кричат гондольеры. Вопреки распространенному  мнению, их в Венеции осталось не так много. Это раньше, в далеком средневековье, остроносые черные гондолы служили основным средством передвижения, как, скажем, конные экипажи в Англии. Теперь гондольеры только перевозят туристов, причем зарабатывают не в пример больше, чем несколько веков назад. 20 минут такого удовольствия стоят 20 евро. А поток туристов, очарованных зеленовато-синей водой каналов и черными боками гондол, не заканчивается практически круглосуточно.

Наземного транспорта в Венеции нет. Совсем, никакого. Даже велосипедов. Любой такой транспорт запрещен законом. Поэтому здесь даже такси представляют собой небольшой катер. Такое положение вещей сказалось на планировке зданий: почти каждый жилой дом имеет два выхода наружу – на улицу и на воду, то есть к каналу.

                                                                                                                   *

2017-05-25 13-29-34.JPG

Каналы и сваи

Весь исторический центр города расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Самый известный и древний из них мост Риальто, который переброшен через главный канал города – Гранд-канал.

Архитектура Венеции поразительно монументальна. Что, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу: почва здесь очень зыбкая и ненадежная. Внушительная часть зданий стоит на деревянных сваях. Например, для строительства фундамента церкви Санта-Мария-делла-Салюте потребовалось более миллиона деревянных балок, из них более 100 тысяч было забито в дно в качестве свай.

Строилось это таким образом. Сваи зарывали вглубь на 7-8 метров, до достижения относительно твердого грунта. Поверх клали перекрещивающиеся бревна, пока не получалась достаточно жесткая конструкция.

Надо отметить, что Санта-Мария-делла-Салюте  построена в честь избавления города от чумы (1630-1631 гг.), которая унесла 100 тыс. жизней,  в 1681году. Церковь строилась более полувека архитектором Бальтазаром Лонгеном. То есть, деревянные сваи удерживают многотонную каменную конструкцию над водой почти 340 лет. Оказывается, все дело в местном грунте. Земля с водой образует грязь, которая облепляет сваи как защитный панцирь, не пропускающий кислород и микроорганизмы. Таким образом защищая их от коррозии и повреждений. Важную роль играет порода древесины: сваи сделаны  из лиственницы и дуба, которые прочные и долговечные.  Сверху такого каркаса укладывали каменные плиты, после которого начиналось непосредственное возведение зданий.

 IMG_0430.JPG

IMG_0394.JPG


Площади и львы

Но, несмотря на сложные условия строительства, большинство зданий Венеции имеют внушительные размеры. Отсюда и улочки-колодцы, которые внезапно могут оборваться на краю широких и просторных площадей. Например, у главной городской площади святого Марка, которая образовалась тут еще в IX веке.  На площади располагаются собор Святого Марка и одноименная остроконечная колокольня из красного кирпича, которую можно наблюдать из разных точек города. Дело в том, что Святой Марк – покровитель Венеции. Его символ, крылатый лев, изображен на флаге города  и часто украшает фасады зданий наряду с другими барельефами.

2017-05-25 13-07-34.JPG


 IMG_0480.JPG


Город в деталях

Небольшие магазинчики, которых в Венеции великое множество, привлекают внимание вывесками, стилизованными под старину. Например, над магазином с обувью здесь, как в далеком Средневековье, можно увидеть висящее на железных цепочках изображение сапога. Даже дверные ручки домов выступают будто отдельным видом искусства. Их выполняют в форме ангелов, животных и других существ.

IMG_0561.JPG


 IMG_0540.JPG


Палитра города

Если взять кисти и попытаться составить палитру города, то красок будет несколько. Сине-зеленый - цвет канальной воды, серый – цвет каменных построек,  насыщенно-оранжевый - цвет крыш. Последний получается за счет того, что все крыши жилых домов покрыты черепицей. Поэтому Венеция с высоты птичьего полета выглядит как ярко-оранжевое полотно с прожилками каналов. Деревья, которых в городе крайне мало, на ней сложно разглядеть. Создается впечатление, что местным жителям не хватает зелени, поэтому на многих балконах домов располагаются  целые сады с цветочными растениями.

    2017-05-25 12-25-52.JPG


Уникальность

В целом облик Венеции за свою многовековую историю сочетает в себе множество стилей. Это и Ренессанс, и готика, и барокко, и множество других направлений. Из них родился новый стиль, не имеющий аналогов в мире. Нашлось здесь место и для современного искусства. Например, скульптура «Поддержка» (2017 год), изображенная в виде выступающих из воды  рук. Они словно пытаются удержать один из домов на берегу Гранд-канала. Это произведение имеет особый, тревожный смысл: Венеция постепенно уходит под воду.

 

IMG_0615.JPG


Взгляд в будущее

С этим обстоятельством столкнулись еще древние поселенцы, которые дважды перестраивали город, перебираясь на более высокие острова. В течение XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. Тогда причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин. Это способствовало понижению водоносного слоя земли. Скважины были закрыты, оседание города замедлилось, но не прекратилось. Разрушение происходит и по причине участившихся наводнений в Венецианской лагуне. Также на постепенное затопление города влияет возрастающее давление зданий, сооружений, людей и т. д.

По расчетам ученых, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году, а полностью затонуть к 2100 году.

Власти города пытаются изменить ситуацию, но прогнозы остаются не утешительными. Но прогресс не стоит на месте, и остается надежда, что Венеция останется на карте Италии на многие сотни лет.

IMG_0473.JPG 




* - все фотографии принадлежат автору  

Возврат к списку

Наши партнёры