Геннадий Леонов: «Сегодня авиамоделизм мало чем отличается от постройки настоящего самолета»

11 Декабря 2019

8 декабря в спортивном зале открывшегося этой осенью физкультурно-спортивного клуба 

АО «НПО «СПЛАВ» имени А.Н. Ганичева» состоялось Первенство Тульской области по авиамодельному спорту в классе свободнолетающих моделей для закрытых помещений. 

Заместитель председателя региональной Федерации авиамодельного спорта Геннадий Леонов в интервью журналу Professional рассказал подробнее о соревнованиях, а также о непростом пути развития авиамоделизма в Тульской области и собственном увлечении многогранным и наукоемким авиамодельным спортом.

Геннадий Викторович.jpg

Геннадий Викторович, что представляли собой соревнования в классе свободнолетающих моделей для закрытых помещений?

- Соревнования были посвящены празднованию Дня Героев Отечества. К слову, на «СПЛАВе» работали такие легендарные личности как Герой Социалистического труда Геннадий Денежкин,  Герой Соцтруда Александр Ганичев, имя которого в этом году было присвоено предприятию, а также Герой РФ Николай Макаровец. 

Возраст участников 7-14 лет. Это команды и участники в личном зачете из Новомосковска, Узловой, Алексина, Щекино, тульского Суворовского училища и Тульского городского центра детского творчества.

Класс свободнолетающих моделей для закрытых помещений – это самый начальный этап авиамодельного спорта. Всего в авиамоделизме существует пять крупных классов:

F1 – свободнолетающие модели: планера (летают за счет того, что его спортсмен леером затаскивает на высоту и там выпускает), резиномоторные (модель набирает высоту за счет силы резиномотора и далее парит) и таймерные (поднимается на высоту за счет двигателя внутреннего сгорания и парит).

F2 – кордовые модели: скоростные, пилотажные, гоночные.

F3 – радиоуправляемые: планера, пилотажные и гоночные радиоуправляемые модели. 

F4 – класс копий, как радиоуправляемых, так и кордовых.

F5 – вертолеты.

На соревнованиях в воскресенье зрители увидели различные комнатные модели. Есть, к примеру, метательная модель планера весом всего до 10 граммов, причем при размахе крыла 250 миллиметров и длине фюзеляжа 600 миллиметров.

Соревнования 2.jpg

Очень интересный класс полукопий и копий моделей. Там вес побольше, до 30 граммов. Но для них идет двойная оценка: кроме параметров полета, еще стендовая – на соответствие копии оригиналу по ряду других параметров (окраске, пропорциональности оригиналу, качеству изготовления и т.д.). Также в соревнованиях участвовали модели парашюта и модели вертолета «Муха».

Несмотря на то, что модели маленькие, в них закладывается очень много инженерных технологических решений. Так что назвать их простейшими моделями уже язык не поворачивается – мы даже убрали это слово из Положения о соревнованиях.

Соревнования 5.jpg

Вы сами занимаетесь авиамоделизмом и авиамодельным спортом больше 40 лет. Расскажите, пожалуйста, а с чего началось Ваше увлечение?

- Самолеты меня интересовали с самого детства, пытался понять, как они устроены, почему летают?

В те годы в магазинах игрушек были отделы «Юный техник», где продавались наборы для моделей: рейки, бумажки, резинки, инструкции, как это все собрать. Было интересно этим заниматься: сам сделал модель, а она еще и летит.

Однажды на День пионерии на стадионе в Щекино увидел показательные выступления авиамоделистов и кордовую модель самолета времен Великой Отечественной войны «МИГ-3», которая работала на двигателе внутреннего сгорания. Очень захотел такую же. Мне ее купил отец, помогал собирать. А я сам выпиливал детали лобзиком, учился самостоятельно все делать. Первый двигатель для модели заказывали почтой из Москвы. Его я, естественно, угробил. Потом был второй, третий. Четвертый цел и до сих пор и находится в рабочем состоянии. 

В шестом классе стал заниматься в авиамодельном кружке. Тогда это все было очень развито. В одном только Щекино было четыре авиамодельных кружка, а еще судомодельный, ракетомодельный, радиокружок. В то время детское техническое творчество финансировалось, было проще с материалами, инструментами, оборудованием. Сейчас все гораздо сложнее. 

В кружке занимались ребята, которые были старше меня на 7-8 лет. Когда показал им свою модель, приняли на равных. Потом нас с ними сплотили областные соревнования – те самые, которые я сейчас провожу.

Соревнования.jpg

Большую роль также сыграл Клуб юных летчиков-космонавтов в Щекино, куда я пришел в 8 классе. Там тоже был свой авиамодельный кружок, но больше направленный на изучение конструкций самолетов, чем на участие в соревнованиях.

В 9 классе перебрался в Дом пионеров, где уже на высоком уровне стал заниматься авиамодельным спортом.

Не бросил его и во время учебы в вузе. Я поступал в авиационное училище, но не прошел медкомиссию из-за плохого зрения. Поступил в Тульский государственный университет, учился по специальности «Промышленные роботы и робототехнические системы». После учебы распределился на Тульский машзавод, работал инженером электронщиком, ремонтировал станки с ЧПУ.

На тот момент уже был женат. С женой, кстати, познакомился в Клубе летчиков-космонавтов. И она меня всегда поддерживала. Ведь многие чем-то занимаются. Супруга, к примеру, любит вышивку. Поэтому в этом смысле вполне понимает меня.

В те годы, конец восьмидесятых - начало девяностых, мое увлечение проявилось наиболее сильно. Меня пригласили вести занятия в авиамодельном кружке Клуба летчиков-космонавтов. Тогда же стал нештатным инструктором по парашютной подготовке. Летал на настоящих планерах.

На мои занятия в кружок приходило до 40 ребят за раз. Многие из них стали офицерами, ушли в авиацию, в МЧС, один работает на КБП инженером-конструктором, очень много профессиональных водителей – они нарасхват, потому что досконально изучали технику. На занятиях в кружке с ними перебирали моторчики, заводили их. Ребята ездили на соревнования, занимали места на областных соревнованиях в классе кордовых моделей воздушного боя.

В 1994 году началась моя служба в органах государственной безопасности, и времени на авиамодельный спорт почти не осталось. Тем более, были частые командировки. В Чечню в том числе.

А еще года через четыре пришлось закрыть и наш кружок. К тому времени окончательно прекратилось финансирование, стали процветать кражи. Авиамодельный кружок был трижды ограблен. Все наши заготовки были, как правило, из алюминия. И почти все были уничтожены. После очередной кражи мы собрали свои вещи, что осталось целым, и просто развезли по домам. Следующие десять лет стали большим перерывом в моей преподавательской деятельности, профессиональном спорте и в массовом вовлечении ребят в этот спорт.

Но Вы сами его не бросали, так?

- Да, верно. На то время я уже выполнил норматив кандидата в мастера спорта по свободно летающим моделям в классе планеров. Я и сейчас летаю, на Чемпионате Министерства авиационной промышленности в 2014 году занял 6 место, пока что лучший мой результат – 11 место на Чемпионате России в 2015 году. Облетал тогда достаточно много человек, участников было около 90.

параплан.jpg

Примерно в 2008 году мы узнали, что в Алексине проводятся соревнования – этапы Кубка России, Чемпионаты России по кордовым моделям воздушного боя. И проводят эти мероприятия руководитель и тренер Федерации авиамодельного спорта в Тульской области мастер спорта международного класса Юрий Моисеев и мастер спорта международного класса, 10 кратный чемпион России, неоднократный призер Чемпионатов Мира Евгений Яковлев. Им обоим огромное спасибо за то, что в тяжелое время смогли удержать этот вид спорта в регионе. Потому что, например, в Орловской области это не удалось. Несмотря на то, что у них есть свой аэродром, Орловская Федерация практически не участвует в соревнованиях.

В Алексине до сих пор очень сильная школа по кордовым моделям. Алексинские воздушные бойцы являются участниками Сборной России по воздушному бою. Очень сильные ребята: Александр Шалаев, Андрей Беляев. Евгений Яковлев. Подросло молодое поколение, они тоже постоянно занимают призовые места на этапах Кубка России. Никита Каледин, воспитанник Евгения Яковлева, в 2019 году стал чемпионам России в классе кордовых пилотажных моделей, выполнив при этом норматив мастера спорта.

Как удалось возродить авиамодельный кружок в Щекино?

- Узнав о соревнованиях в Алексине, мы с друзьями съездили туда, после чего в Щекино собрали своих моделистов. Посмотрели, у кого что есть, какие движки, модели. И на щекинском стадионе «Спартак» устроили маленькие показательные выступления. Посмотрели: а летать-то еще можем, не забыли еще! Решили искать помещение и возрождать авиамодельный кружок.

Мой хороший друг, сослуживец, тогда помог с помещением в Щекинском ДОСААФ. Своими силами отремонтировали электрику, установили сверлильный, токарный, точильный станки, прессы. Сами сделали станок для вакуумной склейки. Начали собирать ребят. Сначала пришли те, кто раньше занимался в моем кружке в Клубе летчиков. Потом начали подтягиваться ребята помоложе, дети. Сейчас, правда, дела идут не очень хорошо: в помещении отключено отопление, крыша течет. А ведь авиационные модели не терпят перепадов влажности и температуры.

В настоящее время я работаю на «СПЛАВе» начальником участка благоустройства. График работы стабильный, позволяет после рабочего дня уделять достаточно много внимания авиамоделизму и авиамодельному спорту. С 2010 года являюсь организатором областных соревнований по свободнолетающим моделям, в некоторых вхожу в судейскую коллегию. В Тульской области такие соревнования в разных классах проходят несколько раз в год. Например, в Алексине они бывают, как правило, на майские праздники. Летом проводится фестиваль радиоуправляемых моделей на аэродроме в Клоково – в основном, для хоббийных моделей, это класс F3. Организатором выступает наша областная Федерация совместно со спонсорами.

Авиамодельный спорт требует больших затрат спортсмена?

- Это денежный спорт, потому что применяются высокие технологии. Сегодня авиамоделизм с технической точки зрения мало чем отличается от постройки настоящего самолета.

Если мы в свое время летали на моделях с механическими таймерами, то сегодня механики почти не осталось – используется только электроника. Вместо дерева, фанеры и бумажек используются уже высокотехнологичные материалы: карбон, металл, композитные материалы, высокотехнологичные эпоксидные смолы. Модели летают с GPS-навигацией. Качество полета выросло на несколько порядков. В свое время на соревнованиях в Нальчике модель планера после взлета, из-за отказа автоматики пролетела более 110 километров! Позднее она была найдена под Анапой! Пока это «рекорд» улета в нашей стране.

В настоящее время спортсмены собирают самолеты из готовых деталей в единое целое и настраивают «под себя». Чемпион России, к примеру, ежегодно делает порядка 20 моделей, для себя отбирает 2-3, остальные, которые ему не подходят, выставляет на продажу. И стоимость таких моделей пару сотен тысяч рублей.

Если это спорт высокотехнологичный, требуются и соответствующие знания, чтобы понимать, как устроена и работает модель?

- Разумеется. И в этом – большая ценность авиамоделизма и авиамодельного спорта. Он прививает детям любовь к наукам технической направленности, желание работать с техникой.

Поэтому в советские годы это было так развито, вот для чего нужны все авиа-, ракето-, судомодельные кружки. Ко мне на занятия приходили ребята-двоечники. Позанимавшись какое-то время, начинали лучше учиться, потому что понимали, что нужны знания.

Авиамодельный спорт предполагает изучение многих наук: математики, физики, химии, аэродинамики, электромеханики и т.д. У нас в кружке на стенах висят еще советские плакаты с основами аэродинамики – все наглядно и понятно. Для работы с современными моделями нужны знания электрики, электроники, программирования, навыки начертательной геометрии, умения работы на токарном, фрезерном, сверлильном станках.

Яркое пример, доказавший, что кружок мы не зря сформировали заново, - история парня, который пришел к нам в 8 классе, ничего не зная про авиацию. Причем и в школе он учился плохо. У нас ему понравилось, схватывал все буквально налету. Перешел в другую школу, где стал показывать хорошие результаты. Прозанимавшись в кружке 1,5 года, поступил в  авиационно-техническое училище гражданской авиации в Ленинградской области. Сейчас работает техником-мотористом в крупной авиационной компании России. А ведь когда-то судьба грозила сложиться совсем иначе…

Сейчас, к сожалению, в школах не труды, а технология – а это немножко другое. Да и ребята сидят в компьютерах, а нужно, чтобы они учились что-то делать своими руками.  Это же еще и воспитание, развитие личности.

Кстати, авиамодельный спорт отлично подходит не только для мальчиков, но и для девочек.

Соревнования 3.jpg

Например, очень известная женщина – представительница этого вида спорта - Лариса Савухина, весной этого года на соревнованиях в Калифорнии в третий раз возглавила таблицу Кубка Мира  в классе таймерных моделей. Причем ей более 60 лет. То есть, ни возрастных, ни гендерных ограничений для этого спорта не существует.

Много достижений уже есть и на счету Вашего сына, верно?

- Да, Сергей родился в 2004 году. Тогда я еще служил, и из очередной командировки привез ему в подарок набор – схематической модели планера. Помог собрать его. И за месяц до того, как ему пойти в первый класс, с этой моделью он выступил на соревнованиях, и сразу занял второе место. Конечно, ему понравилось. И с тех пор ежегодно, до прошлого года, Сергей - бессменный чемпион области по планерам.

В прошлом году на Первенстве России среди юношей выступал в классе планеров, став в юношеском зачете 8-м на 1-м этапе Кубка России, и 4-м на Чемпионате России среди юношей. Ему присвоен первый спортивный разряд. Пригласили в состав сборной России, но пока не до этого: сейчас больше времени уделяет учебе, готовится к поступлению в ТулГУ.

Спасибо за беседу и успехов в столь многогранном увлечении! 


Редакция журнала Professional благодарит пресс-службу АО «НПО «СПЛАВ» имени А.Н. Ганичева» за предоставленные фото 


Читать еще
Ольга Буздина: Для наших детей особенно важно иметь возможности для самореализации и живого общения
В сложные времена особую значимость приобретают истории о людях, которые столкнулись в жизни с большой бедой. И, несмотря на трудности, страдания и испытания, продолжают верить в добро, объединяются с людьми с похожими судьбами, чтобы создать маленькое, но очень сильное духом сообщество
242 0
Светлана Аверина: «Для нас нет ничего невозможного»
Тульской политике определенно повезло: в регионе живет и работает человек, в котором совмещается мощная теоретическая база политолога и многолетний практический опыт политтехнолога, да еще вкупе с ответственным отношением к делу, стойкостью, оптимизмом и стремлением просвещать общество.
1244 0
Наталия Ерёмина: «Профориентация через проекты для подростков. - Вместе можно воплощать в жизнь очень крутые и смелые идеи»
Региональная общественная организация содействия развитию творческого потенциала подростков «TulaTeens» работает второй год. Много это или мало, - не так важно.
931 0
Гурман путешествий. - Или как пять столиц навсегда победили мобильный телефон
Гораздо больше, чем просто хобби: увлечение, страсть, личный интерес; нечто, что наполняет жизнь красками и ярчайшими эмоциями… Такой страстью, чаще всего непонятной и чуждой окружающим, может быть что угодно: коллекционирование, изучение истории, шопинг или вязание. Важно другое – увлечение делает человека настоящим экспертом определенной сферы, с обширным набором знаний и навыков и, в какой-то мере, даже отдельной жизненной философией.
1048 0



Возврат к списку

Наши партнёры