IT-форум Тульской области: госуслуги без бумаги, «10 заповедей» цифрового государства и немного психологии

29 Ноября 2019

Сегодня проходит важное событие для цифрового развития региона - IT-форум Тульской области. На нем представлены новейшие тренды, лучшие практики, отраслевые кейсы, актуальные IT-решения, связанные с процессом цифровой трансформации в России.

Помимо панельной сессии «Тренды в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы», организованы секции, охватывающие широкий круг тем: информационная безопасность и импортозамещение в IT, цифровое госуправление и оказание государственных услуг в электронном виде, кадры для цифровой экономики, меры поддержки IT, инновационные решения в рамках реализации проекта «Умный город» и др.

Работает выставка, на которой свои стенды представляют ведущие компании в сфере разработки IT-решений.

форум it 3.jpg

Среди участников форума: промышленные предприятия, представители социальных сфер – образования, здравоохранения и др., муниципальной власти и органов исполнительной власти региона, студенты и специалисты отрасли.

Цифровое развитие всего

Тематическая направленность IT-форума обусловлена одним из приоритетных направлений государственной политики на ближайшие годы – развитие цифровой экономики, основу которой составляют внедрение информационных технологий и реализация инновационных решений во всех сферах жизни.

В мероприятии принял участие Губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Приветствуя участников форума, он отметил: «Сегодня цифровизацию сравнивают со строительством железных дорог в стране – настолько сильны преобразования этой сферы и настолько мощный потенциал ее развития. 

форум it 2.jpg

Именно цифровая экономика, переход на цифру, разработка и внедрение современных технологий определяют развитие страны по различным направлениям. С каждым годом она охватывает все новые сферы деятельности, напрямую влияя на работу компаний, холдингов, государственное и муниципальное управление».    

Глава региона напомнил и о том, что в регионе внимание уделяется подготовке кадров для цифровой экономики: в этом году Тульская область в числе пяти пилотных субъектов будет апробировать модель предоставления гражданам сертификатов на обучение основам цифровой экономики.

Ранее, напомним, в нашем регионе начали работать эксперты университета Иннополис (Татарстан). С 7 ноября до середины декабря они будут учить тульских чиновников по программе повышения квалификации «CDO (Chief Data Officer) – управление, основанное на данных». Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Госуслуги без бумаги и другие «заповеди»

«Тульская область занимает лидирующие позиции по проникновению цифровых услуг. 80% граждан региона пользуются госуслугами, что на 5% превышает общероссийский показатель», - подчеркнул, выступая в рамках панельной сессии форума, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.

Он рассказал о задачах в части развития цифрового государственного управления.

Так, есть ряд приоритетов в данном направлении: суперсервисы, цифровой профиль, проект «Гос-WEB», платформы обратной связи. Это конкретные проекты, через которые предполагается реализовать «10 заповедей» построения сервисного государства. В их числе:

1.       Бесшовный клиентский опыт – комплексные услуги по различным жизненным ситуациям в один клик или даже без него.

2.       Строительство цифрового государства, где вообще нет физических документов, где первичным является запись в информационной системе в том или ином реестре.

3.       Запрет требовать у заявителя документов или информации, которые и так есть в органах власти.

4.       Граждане сами управляют своими личными данными, видят, кто и для каких целей ими пользуется, и может как давать, так и отзывать согласие на использование своих персональных данных.

5.       Строительство такой системы предоставления услуг, когда они предоставляются автоматически – вообще нет роли чиновника, нет ни субъекта, ни предмета принятия решений. «Если вы имеете право на ту или иную услугу, вы должны ее получить, чего там разбираться? И когда говорят, что только сотрудник с 20-летним стажем может понять вашу индивидуальную ситуацию и принять решение о предоставлении услуги, мы отвечаем – нет, это неправильно, это не оптимальные процессы предоставления услуг», - подчеркнул замминистра.

6.       Принцип проактивности: когда государство заранее знает о сроках наступления той или иной услуги – человеку пора менять права, получать паспорт и т.д.

7.       Универсальная сквозная идентификация граждан, когда через учетную запись на госусугах можно будет получать и коммерческие услуги  в том числе: купить билет на самолет, воспользоваться услугами банков и т.д. Сейчас идет этап выхода на соответствующие соглашения с крупнейшими игроками рынков.

8.       Но при этом не должно быть «узкого горлышка» и одной точки входа для использования государственных и муниципальных сервисов. Нужно строить такую систему, чтобы эти услуги можно было получать через удобные пользователю каналы связи, включая, к примеру, соцсети, интернет-банкинг и проч.

9.       Полностью исключаются бумажные процессы. «Мы всерьез говорим не просто о внедрении электронного документооборота на всех уровнях власти, но и вообще о запрете бумаги, - отметил Максим Паршин. – Причем эта система должна пронизывать всю систему государственного и муниципального управления и доходить и до внебюджетных учреждений».

10. Единая платформа цифрового государства: строительство экосистемы, в которую будут включены коммерческие и государственные сервисы. «Мы достигли определенных успехов в построении государственных информационных систем, предоставлении госуслуг. Но при этом мы понимаем, что построили дорогу, по которой ездит только общественный транспорт. Не пора ли нам открывать эту дорогу и пускать в эту инфраструктуру, которую мы построили, и коммерческих игроков – на понятных и прозрачных условиях. Именно это является нашим приоритетом», - добавил замминистра.

форум it 4.jpg

Суперсервисы

Если говорить о суперсервисах, их определено 25, в зависимости от различных жизненных ситуаций, как для граждан, так и для бизнеса. К примеру, рождение ребенка (0 визитов в органы власти вместо 14, которые необходимо совершить в данном случае в настоящее время) – здесь Тульская область один из лидеров, пилотов, где региональные услуги в рамках этого проекта будут запущены одними из первых в стране.

Суперсервисы разрабатываются с учетом потребностей и запросов населения. Так, уже свыше 600 тысяч человек приняли участие в тестировании 15 прототипов суперсервисов, размещенных для ознакомления в виде коротких и понятных видеороликов на портале госуслуг.

Цифровой профиль

«Каждый из нас должен понимать, как, кем и в каких целях используется его цифровой профиль, - пояснил Максим Паршин. – Например, мы даем согласие на обработку персональных данных. А как они на самом деле используются? И я должен иметь возможность в любой момент узнать, как они используются и, при необходимости, отозвать свое согласие. И здесь принципиальная роль регионов и муниципалитетов, потому что основные услуги человек получает там, где живет, и он должен иметь доступ к региональным и муниципальным системам и данным, которые там обрабатываются».

Проект «Гос-WEB»

Сейчас в стране не меньше 150 тысяч сайтов госорганов, региональных и муниципальных органов власти, бюджетных учреждений. Каждая школа, больница, детский сад по закону должны иметь свой сайт. «Но мы понимаем, что многие из этих порталов создавались давно и в условиях ограниченных ресурсов. Сейчас мы должны объединить эти порталы в единую экосистему, а гражданин, попадая на тот или иной сайт, должен понимать, что это официальный ресурс с достоверной информацией», - сказал замминистра. Для этого будут разработаны единые шаблоны и стандарты. Причем движение здесь будет именно снизу: от местных школ, больниц и администраций.

Платформы обратной связи

Единое окно всех обращений, жалоб, которые оставляют граждане или бизнес. Каждый из государственных или муниципальных сайтов будет иметь соответствующий виджет, через который заявитель сможет оставить свое обращение. Сделать это можно будет и через прочие каналы связи, включая соцсети.

И не просто получить ответ через 30 дней «Спасибо за Ваше обращение», а, спустя несколько часов или дней получить решение своей проблемы. «Почему граждане жалуются президенту? Потому что сейчас на местах проблемы не решаются, - добавил спикер. – Предполагается построить единую систему обратной связи, которая позволит, в том числе, выражать свое мнение, участвовать в голосованиях, подписывать петиции и проч.».

«Построение сервисов цифрового государства – это совсем не про IT. Это про культуру и психологию. Про то, что общество меняется. И мы совместно с регионами, муниципалитетами, экспертами, общественностью строим новые принципы взаимодействия государства, гражданина и бизнеса, основанные на принципах открытости, взаимодоверия и участия в государственном управлении», - подытожил Максим Паршин.

 

 


Читать еще
Росреестр рекомендует: Как выбрать кадастрового инженера
Кадастровый инженер — сравнительно молодая профессия, эти люди выступают связующим звеном между собственником недвижимости и государственными органами, наделенными полномочиями по учету и регистрации объектов недвижимости.
380 0
Долгожданный ноябрьский рейтинг кадастровых инженеров региона
Региональное Управление Росреестра подготовило рейтинг кадастровых инженеров, осуществляющих свою деятельность на территории Тульской области, за ноябрь 2018 года.
878 0
Евгений Авилов подвел итоги года и обозначил задачи на 2016 год
Сегодня состоялась пресс-конференция главы администрации Тулы Евгения Авилова, посвященная итогам социально-экономического развития города за 9 месяцев 2015 года.
1067 0
Цифровая экономика: зверь, которого все боятся
Цифровое будущее, хотим мы того или нет, наступает. Причем стремительно. И, чтобы не оказаться в отстающих, придется осваивать современные, в том числе цифровые, технологии.
488 0
«Форум Действий» ОНФ: итоги, инициативы, новые задачи
Особая гордость в том, что наш регион в рамках работы дискуссионных площадок форума звучал с позиций «топового», одного из наиболее успешных как по работе регионального отделения, так и по результатам реализуемых социально значимых проектов в сфере экологии, благоустройства, социального направления.
574 0



Возврат к списку

Наши партнёры