«Достала» ситуация с недобросовестными подрядчиками

2 Августа 2019

центр.jpg


Премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал решить проблему с конкурсами на проведение госзакупок. 

«Проблема с подрядчиками, занижение цен на конкурсах — вообще эта ситуация, как говорят у нас, достала»,— сказал он на совещании о работе по социальному развитию центров экономического роста на Дальнем Востоке.

Как пишет источник, глава правительства отметил, что уже давал поручения по усилению ответственности против недобросовестных подрядчиков. При этом речь идет не только об административной ответственности, но и об уголовной — в связи с манипуляцией итогами конкурсов.

По словам Дмитрия Медведева, если участники конкурса заранее хотят уничтожить его результаты, то за этим должно следовать наказание. «Заявка дается в таком виде, который неисполним, соответственно, конкурс завершается, исполнить по таким правилам конкурс невозможно, в результате все отменяется, мы все теряем деньги, а кто-то наслаждается этой ситуацией»,— сказал премьер-министр. Он добавил, что эта проблема «сплошная по всей стране», и ее надо решать.

Тульской области это также касается. 12 марта в ходе ежегодной пресс-конференции на проблему обращал внимание губернатор Алексей Дюмин. Отвечая на вопрос журналистов, в чем заключаются главные разочарования за два года, глава региона ответил, что они связаны с недобросовестными подрядчиками, которые берут на себя обязательства по итогам конкурсов и не выполняют их. 

«Мы понимаем, что у нас есть деньги, есть желание и понимание, что и как должно быть. Но приходят люди, которые выигрывают конкурсы и далее не оправдывают наши надежды. Повлиять на это можно только в рамках законодательно установленных форм и методов. Таких людей я считаю врагами региона, своими личными врагами, потому что они мешают развитию области, реально подводят», - сказал тогда Алексей Дюмин.

Чуть ранее, в конце прошлого года, на одном из оперативных совещаний глава региона указал на иную сторону вопроса, отметив, что проблема с недобросовестными подрядчиками существует, но иногда эта формулировка используется как оправдание невыполненных работ. 

Губернатор акцентировал внимание глав администраций муниципальных образований на необходимости тщательного контроля работ.

«Не надо быть специалистом в дорожной или строительной сфере, чтобы понять необходимость расторжения контракта, если подрядчик не выходит на работы. Это касается всех глав администраций. Недопустимо доводить ситуацию до этого», - подчеркнул Алексей Дюмин.

Примеров немало

Вот несколько ситуаций одного только прошлого года:

«Формирование комфортной городской среды»

В Богородицке до глубокой зимы затянулись работы по благоустройству площади им. Ленина в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Глава администрации района Вадим Игонин объяснил срывы сроков действиями недобросовестного подрядчика.

Ремонт коммунальных объектов

В п. Брусяновский Киреевского района по той же причине не удалось произвести запланированную замену водопроводных сетей, администрация района вынуждена расторгнуть контракт.

Аналогичным образом «сорвалось» строительство водозаборного узла в микрорайоне Новоугольный в Донском. Глава администрации города Руслан Бутов сообщил, что контракт с недобросовестным подрядчиком расторгнут, администрация заключила договор с новой компанией. Что сдвинуло сроки исполнения почти на полгода.

Строительство ФАПов

В июне прошлого года в то время министр строительства и ЖКХ региона Элеонора Шевченко сообщила, что из-за недобросовестного подрядчика были сорваны сроки строительства шести ФАПов в Тульской области. Работы прекращены с сентября 2017 г. в связи с расторжением договора с подрядчиком.

Спортивные объекты

Один из ярких примеров – затянувшееся с 2016 года строительство Центра спортивной гимнастики в Туле. По плану строительство должно было завершиться в конце августа 2017 года, однако отставание от графика составляло 4-5 месяцев. В итоге контракт был расторгнут, а сам Центр открылся только весной нынешнего года.

Переселение из аварийного жилья

Чуть ранее, в 2016 году, когда в стране завершалась федеральная программа переселения из аварийного жилья, наш регион оказался в числе тех, где были сорваны сроки исполнения программы. Областной минстрой тогда объяснил, что отставание от графика строительства в муниципальных образованиях Киреевский район, Узловский и Суворовский районы связано с расторжением контрактов с недобросовестными застройщиками.

Капремонт

Вопросы с подрядчиками возникают и в ходе капитального ремонта многоквартирных домов.

Читайте также: Повредили трубу отопления. Сгорела бытовая техника. Пришел слесарь, сфотографировал и ушел. – Туляки о капремонте и о работе подрядчиков

Чтобы избежать подобных ситуаций, на федеральном уровне изменилось законодательство о порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капремонту.

Первый этап – это предварительный отбор, для прохождения которого обязательными условиями являются: наличие необходимого опыта проведения капитальных ремонтов, необходимое количество квалифицированных сотрудников. В Тульской области с 2016 года сформирован реестр квалифицированных подрядных организаций, список их размещен на сайте регионального Фонда капремонта. В настоящее время состоит из 146 организаций. Второй этап – это проведение торгов между подрядными организациями, включёнными в реестр, на электронной площадке.

Почему это происходит?

Проблему недобросовестных подрядчиков в свое время обсуждали на заседании регионального штаба ОНФ. Председатель регионального отделения Российского союза ветеранов Афганистана Алексей Альховик тогда подчеркнул, что причины некачественного исполнения контрактов подрядчиками изначально возникают как раз на этапе конкурсного отбора: «Аукционы выигрывают те, кто предлагает нижнюю границу по цене. Но часто это компании, которые даже не имеют собственной техники. Для исполнения контрактов нанимают субподрядчиков. Должна быть какая-то более высокая степень ответственности, в том числе, для участников конкурсов, для учредителей компаний.

И вторая проблема – ограничение по срокам. Неужели нельзя сместить финансовый год и провести конкурсы так, чтобы на ремонт дорог, к примеру, подрядчики могли выходить уже в апреле, а не только к осени, с первым снегом? Если мы устраним эти две причины, мы уже наполовину выиграем».

С экспертом согласился и сопредседатель регионального штаба ОНФ в Тульской области, директор музея-заповедника «Куликово Поле» Владимир Гриценко. Отметив при этом, что и муниципальный заказчик ограничен в полномочиях: самостоятельно повысить требования к конкурсной документации нельзя, это будет превышением полномочий. Необходимо совершенствование законодательства в этой сфере.

Что касается снижения цен, здесь эксперты назвали цифру в 30-40% - таков размер падения стоимости контракта по итогам аукциона. А заниженная цена логично приводит к снижению качества материалов и производства работ.

При этом активисты ОНФ подчеркнули, что немаловажным фактором является и работа комиссии по приемке работ: есть механизмы, которые позволяют обязать подрядчика исполнить обязательства в полном объеме и надлежащего качества. И именно комиссия должна реагировать на любые отклонения.

Не все зависит от муниципалитетов

Журнал Professional проблему исполнения контрактов обсудил с председателем правительства Тульской области Валерием Шериным (в то время – зампредом правительства, - прим. ред.) в ходе IV Съезда муниципальных образований Тульской области. В частности, речь шла о реализации проектов «Народного бюджета».

«Давайте в целом посмотрим на то, как реализована программа «Народный бюджет»: погрешность в части работ, в отношении которых были выявлены дефекты, - меньше 10%. В рамках такого масштабного проекта, в рамках того разнообразия проектов и видов работ, которые выполнялись, - это ничтожно малая доля, - сказал Валерий Шерин. - К сожалению, не все зависит от того, как сработали главы администраций. Еще от добросовестности подрядчиков. Дальше понятно, вопрос: «А как же так вы работали с подрядчиками?..». - Но наше современное законодательство таково, что зачастую не позволяет принимать быстрых, оперативных решений: к примеру, процедура расторжения договора с недобросовестным подрядчиком требует проведения определенных процессуальных действий, которые имеют протяженность во времени».

Спустя время, уже в нынешнем году, заместитель председателя правительства – министр внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области Антон Агеев рассказал, что в целом в этом году проблем с проведением конкурсных процедур и определением подрядчиков нет. Муниципалитеты своевременно подготовились к объявлению конкурсных процедур. По сравнению с 2018 годом, улучшилось и качество подаваемых заявок.

На портале «Открытый регион 71» разработана интерактивная карта проектов, модернизируется система отчетности на удаленном доступе. Система позволит вести мониторинг исполнения проекта по контрольным датам.

В целях снижения рисков

Интересен еще один пример снижения «рисков выхода недобросовестного подрядчика» - выбор компании, которая произведет работы по обустройству исторического центра Тулы: «По нашему ходатайству Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым при поддержке руководителя оргкомитета, заместителя Председателя Правительства России Константина Чуйченко принято решение о закупке услуг по реставрации у единственного поставщика, что позволит сократить сроки выполнения работ и снизит риски выхода недобросовестного подрядчика», - рассказал Алексей Дюмин 3 июня на оперативном совещании.


Причин неисполнения контрактов, затягивания сроков исполнения программ благоустройства и ремонта – масса. Своя уникальная в каждом конкретном случае. Есть здесь и несовершенство законодательства, и преследование целей, далеких от общего блага, и переоценка собственных сил. И все вместе это довольно грустно. И формулировка «достало» - пожалуй, подходящая.

Но ведь и позитивных примеров предостаточно. И когда что-то строится в срок, приводится в порядок, ремонтируется, благополучно принимается и радует жителей, - нужно отдать должное обеим сторонам взаимодействия. Только они знают, какой ценой и какими усилиями удалось этого добиться. Возможно, все прошло гладко и четко. Возможно, возникали сложности, но в диалоге их удалось решить. Так или иначе, объект сдан. А, значит, начать дело и успешно довести его до финала все-таки можно.  Кем бы ты ни был: чиновником или подрядчиком. Пусть таких позитивных примеров в Тульской области будет как можно больше. 


Читать еще
Нетиповая Тула 1950-х: архитектурные излишества. Спецпроект
Спецпроект журнала Professional «Тула архитектурная» - о том, как менялась Тула, как выглядела два века назад, чем руководствовались в разное время при застройке областного центра и чем сегодня интересны архитектурные объекты города.
2538 0
Михаил Мень "наведет порядок"
Учитывая состояние ЖКХ и масштабы жилищной проблемы, определение «антикризисный» подходит для его нынешней должности
1048 0
Жилье у парка: дорого, красиво, комфортно
Наличие парковой зоны рядом с будущим жилым комплексом повышает его привлекательность, а, следовательно, и стоимость в значительной степени.
2147 0
Микрорайон «Северная Мыза». Фоторепортаж стройки
Микрорайон «Северная Мыза» - это 280 тыс. кв. м жилой площади в юго-западной части Тулы, между пос. Мясново и Иншинский. Здесь будут построены 85 домов, первые из которых введут в эксплуатацию уже в ноябре текущего года.
6471 0
Жилой комплекс на ул. Демонстрации. Фоторепортаж стройки май 2015 г.
18-этажный жилой дом на 153 квартиры. На 1-ом этаже - торгово-офисные помещения. Со 2 по 18 этажи – жилые.
5003 0



Возврат к списку

Наши партнёры